Кто написал а

Когда написана Библия?

Недавно были опубликованы статьи зарубежных ученых, посвященные исследованию глиняных черепков с надписями на иврите, сделанными еще до вавилонского пленения евреев. Может ли такое исследование серьезно повлиять на современную библеистику и разрешит ли оно споры о датировке библейских текстов, «Фоме» рассказал лингвист и библеист, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Михаил Георгиевич Селезнев.

В Израиле, прежде всего в древних городах Лахише и Араде, найдены остраконы, т. е. черепки глиняных сосудов, использовавшиеся в древнем мире как материал для различных записок и писем. Для науки остраконы ценны тем, что сохраняются даже тогда, когда разрушается город или когда их просто выкидывают, и они заносятся землею. Поэтому на остраконах до нас дошли тексты тех эпох, от которых не сохранилось то, что считалось более важным с точки зрения писцов, и потому писалось на коже или пергаменте — например, юридические или священные тексты.

В опубликованной недавно статье нескольких израильских археологов речь идет об арадских остраконах. Арад — это крепость на самом юге Иудеи, которая должна была охранять Иудею от племен, живших южнее. Прежде всего от эдомитян —близкородственного древним евреям народа, жившего на юго-восток от Иудеи. Арад был относительно небольшим фортом, существовавшим несколько столетий, примерно с X-IX веков до н. э. и до завоевания Иудеи вавилонянами в начале VI веке до н. э.

До нас дошли остраконы разных эпох существования этого форта. Самая большая коллекция остраконов относится к последнему периоду, видимо, когда уже шла война с вавилонянами. Из Библии мы знаем, что одновременно с нашествием вавилонян с севера, с юга на Иудею напали эдомитяне. Ученые предполагают, что в черепках последнего периода существования Арада упоминаются враждебные действия со стороны Эдома.

18 черепков относятся к так называемому архиву Эльяшива. По-видимому, так звали коменданта Арада в последний период его существования. Большинство этих писем написаны от его начальника, что легко распознать по форме обращения: «Эльяшиву», а дальше — непосредственно текст письма. Некоторые письма начинаются по-другому: «Брат твой (имя) приветствует тебя, Эльяшив, и твою семью. Благословляю тебя Господом…». Эти письма уже от сослуживцев, офицеров. Третьи письма начинаются: «Господину моему, Эльяшиву» — эти, соответственно, от подчиненных. Письма эти были опубликованы еще в 1975 году израильским археологом Ахарони.

Что же нового сделала американо-израильская команда ученых сейчас, о чем пишут израильские и американские журналы? Благодаря современной технике удалось не просто прочесть остатки букв, но более-менее подробно восстановить их очертания и с помощью компьютера проанализировать саму графику письма. Выяснилось, что даже в этой переписке между не очень высокопоставленными начальниками южноиудейского фронта было задействовано как минимум шесть писцов. Это свидетельствует о том, что среди этих иудеев была в общем распространена грамотность.

В чем же значимость этого открытия? До сих пор идут споры о том, насколько была велика грамотность в Иудее до вавилонского пленения. В частности, представители радикальных направлений в науке утверждают, что в Иудее до вавилонского плена грамотность была невысока. Тот факт, что в переписке небольшого иудейского гарнизона на южной границе участвовало относительно много грамотных людей, говорит против недооценки грамотности в допленной Иудее.

Что это означает для библеистики? Даже если бы мы и выяснили, что все население Иудеи VII века до н. э. было поголовно грамотным, это не могло бы быть решающим аргументом в споре о времени написания Библии. Тот факт, что иудеи допленного времени умели читать и писать, и даже то, что у них, скорее всего, была развитая литература, не означает, что в тот период уже существовали ветхозаветные книги в том виде, в котором мы знаем их сейчас. Были ли в Иудее этого времени тексты Ветхого Завета, какими мы их знаем сейчас, или только их «предшественники» — в этом споре арадские остраконы вряд ли могут кого-то в чем-то убедить или разубедить.

В целом, мне кажется, что для православия авторство и датировка текстов Ветхого Завета намного менее существенны, чем, например, для консервативного протестантизма. Для протестанта, придерживающегося тезиса «Sola Scriptura» (лат. «только Писанием»), чрезвычайно важно: те или иные слова были сказаны Моисеем или нет, в таком-то веке или позже. Для православного же подхода к священному тексту противопоставление Писания и Предания отнюдь не превращается в какую-то непреодолимую пропасть. Православной традиции несвойственно считать датировку единственным критерием значимости текста. Мы, например, знаем, что важнейший для нас текст — Символ веры — был написан не Моисеем и не Христом, а гораздо позднее. Тем не менее это нисколько не подрывает авторитет Символа веры для православной традиции. Аналогичным образом и датировка библейских текстов для православной традиции менее значима, чем для консервативного или фундаменталистского протестантизма.

Весомым аргументом в пользу более раннего происхождения текстов Ветхого Завета, могла бы стать разве что находка допленных рукописей типа знаменитых кумранских свитков. В свое время (1947 год) они полностью перевернули представления и об истории библейского канона, и о древнем иудаизме, и о контексте раннехристианской проповеди. Если сейчас взять любую книжку по данной теме, выпущенную до кумранских находок, то понятно, что она совершенно устарела. Все гипотезы, высказанные до 1940-х годов, оказались несостоятельными. Реальность оказалась и не такой, как думали либеральные ученые того времени, и не такой, как предполагали консервативные ученые. Она оказалась абсолютно ни на что не похожей.

После кумранских находок израильские археологи облазили, кажется, все пещеры на территории Израиля. Однако теоретически все же можно представить себе, что где-нибудь, в каких-нибудь новых пещерах, будет найдено что-нибудь столь же потрясающее, что изменит наши представления о ходе истории в этом регионе и о создании библейской литературы.

Ветхий Завет

Что такое Ветхий Завет?

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» – греческое, означает – «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.

Первоначальный вид и язык Священного Писания

Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.

Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.

История возникновения ветхозаветных книг

Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31, 26).

Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, – как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он вписал слова свои в книгу закона Божия (Нав. 24, 26), т.е. в Моисееву книгу. Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он изложил… народу права царства, и написал в книгу (очевидно, уже всем известную и до него существовавшую), и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25), т.е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие. В течение времени от Самуила до вавилонского пленения (589 лет до Р.Х.) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних как главных авторах еврейской письменности очень часто говорится в Книгах Паралипоменон. Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн). Это было иногда как бы новое издание древних Божественных Писаний, выпускать которые дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям – пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Х.), с избранными старейшинами, издал Книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаст.

Время от вавилонского пленения до времени Великой синагоги при Ездре и Неемии (400 лет до Р.Х.) является периодом окончательного завершения ветхозаветного списка священных книг (канона). Главный труд в этом великом деле принадлежит священнику Ездре, этому святому учителю закона Бога Небесного (см. 1 Езд. 1,12). При содействии ученого Неемии, создателя обширной библиотеки, собравшего сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях (2 Мак. 2, 13), Ездра тщательно пересмотрел и издал в одном составе все бывшие до него боговдохновенные писания и включил в этот состав как Книгу Неемии, так и Книгу со своим собственным именем. Тогда еще находившиеся в живых пророки Аггей, Захария и Малахия, без сомнения, были сотрудниками Ездры, и их творения в это же время вошли в список книг, собранных Ездрой.

Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла.

Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности. Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, берешит («вначале» – Книга Бытия), ве элле шемот («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других книг, для отличия от которых требовались бы особые названия. Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.

Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:

1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.

3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.

4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.

(Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии.
Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими. Это молитва царя Манасии в конце «2-ой Кн. Паралипоменон», части «Кн. Есфирь», не обозначенные счетом стихов, последний псалом «Псалтири», песнь трех отроков в «Кн. пророка Даниила», история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.)

Ветхий Завет: ответы священников

  • Почему были истреблены ханаанские народы?
  • Почему Лот предлагает содомлянам своих дочерей?
  • Почему пророк Исаия назвал сатану «сыном зари» и «человеком, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею»?
  • В Библии сказано о 7 днях творения, а в школе учат об эволюции, которая шла миллионы лет. Кто прав?
  • Почему мы должны страдать из-за греха Адама и Евы?
  • От кого произошли люди, если Каин после убийства Авеля остался один?
  • Почему Бог дал закон только израильскому народу?
  • Разъясните, почему есть явное несоответствие в последовательности событий, описанных в 10 и 11 главах книги Бытия?
  • Как нужно относиться к книгам Ветхого Завета?
  • Есть ли в Библии прямой текст указывающий, что Бог Отец является Творцом? Ведь слово Бог еще не означает, что имеется в виду Бог Отец?

Библия

У этого термина существуют и другие значения, см. Библия (значения).

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

Герменевтика • Экзегетика
Пешер • Мидраш • Пардес
Аллегоризм • Буквализм

п • <abbr title=»Обсуждение этого шаблона»>о</abbr> • р

В Викитеке есть тексты по теме: «Библия»

Би́блия (мн. ч. греч. βιβλία от ед.ч. греч. βιβλίον — «книга»; от греч. βύβλος — «папирус»; от названия древнего финикийского города Библ) — собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве и составляющих Священное Писание в этих религиях. В иудаизме Священным Писанием является Танах, именуемый также еврейской Библией; в христианстве — Ветхий Завет, состоящий из книг Танаха и дополнительных священных книг (в православии и католицизме), и Новый Завет. Книги Танаха составляют иудейский канон (др.-греч. κανών — «норма, правило»). Книги Танаха и Нового Завета являются каноническими во всех христианских конфессиях. Различия в Библиях различных Церквей и конфессий состоят в наличии дополнительных книг и отрывков в Ветхом Завете и в некотором отличии перевода. В православии эти дополнительные книги и отрывки названы неканоническими или «анагиноскомена» («рекомендуемые для чтения»); в католицизме — второканоническими; в протестантизме — апокрифическими.

Христиане именуют Библию «Святой Библией» и считают весь канонический текст Библии «богооткровенным» или «богодухновенным», то есть написанным под непосредственным воздействием Святого Духа и служащим первоисточником и правилом веры. Древнейшие греческие рукописи с полным текстом христианской Библии датируются IV веком н. э. Сохранившиеся манускрипты Танаха, написанные на иврите и арамейском, датируются X веком н. э., но имеется Ватиканский кодекс с Септуагинтой, также относимый к началу IV века н. э. Библия разделена на главы Стефаном Лэнгтоном (XIII век) и на стихи Робертом Этьенном (XVI век).

Общепринятая нотация цитат — книга (часто обозначаемая в сокращённой форме): глава:стих-стих, например: Мф. 5:3—12, что значит: Евангелие от Матфея, глава пятая, стихи с третьего по двенадцатый.

Ветхий Завет написан на древнееврейском языке (библейском иврите), за исключением некоторых неканонических (второканонических) книг и дополнений, включённых в состав канонических книг, написанных на древнегреческом или арамейском языках. Новый Завет написан на древнегреческом языке (койне).

Библия является самой продаваемой книгой всех времён, со среднегодовым объёмом продаж примерно в 100 миллионов экземпляров, и имеет колоссальное влияние на культуру, литературу, искусство и историю, особенно на Западе, став первым образцом массовой литературы.

Энциклопедичный YouTube

См. раздел БИБЛИЯ

  • Текст Библии
  • Писание Священное Библейская энциклопедия
  • Что такое Библия? С. Головин
  • Что такое Библия? еп. Александр (Милеант)
  • Что такое Священное Писание? прот. Алексий Князев
  • О Библии и библейcком учении прот. Михаил Дронов
  • Есть ли в Библии ошибки?
  • Жестокость в Ветхом Завете
  • Я верю не святым или церкви, а только Слову Божьему – Библии
  • Таблицы, схемы, пособия о Библии
  • Библия
  • Библия

Би́блия (от греч. βιβλία – книги) или Священное Писание – собрание Книг (Ветхого и Нового Заветов), составленных по вдохновению Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов. Собрание и возведение в единый канон книг совершено Церковью и для Церкви.

Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке св. Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.

Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин «Писание» (пишется обязательно с заглавной буквы) или же «Священное Писание» (подразумевая, что оно является частью Священного Предания Церкви, понимаемого в широком смысле).

Состав Библии

Библия (Священное Писание) = Ветхий Завет + Новый Завет.
См. Все книги Библии.

Новый Завет = Евангелие (по Матфею, Марку, Луке и Иоанну) + Послания св. Апостолов + Апокалипсис.
См. Состав книг Нового Завета.

Книги Ветхого и Нового Завета условно можно подразделить на законоположительные, исторические, учительные и пророческие.
См. схемы: Ветхозаветные канонические книги и Новозаветные канонические книги.

Главная тема Библии

Библия – книга религиозная. Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением.

Богодухновенность Библии

Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. (2Тим.3:16)

Библию писали более 40 человек, жившие в разных странах: Вавилоне, Риме, Греции, Иерусалиме… Авторы Библии принадлежали к разным социальным слоям (от пастуха Амоса до царей Давида и Соломона), имели различный образовательный уровень (ап. Иоанн был простым рыбаком, ап. Павел закончил Иерусалимскую раввинскую академию).

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность. Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Им людьми. Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги, вот почему мы можем заметить индивидуальные психологические и литературные особенности её авторов.

Св. Писание — не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого со-творчества. Священное Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Богодухновенности Писания.

Правильное понимание и толкование Библии

Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (2Пет.1:20,21)

Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть книга Церкви. По плану Божию люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Церковь не только сохранила букву слова Божия, но обладает и правильным пониманием его. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.

Обратим внимание, даже апостолы, которые долгое время следовали за Христом и слушали Его наставления, не смогли сами, без Его помощи, христоцентрично уразуметь Св. Писание (Лук.24:44-45).

Святитель Иоанн Златоуст: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом». (Беседы на Евангелие от Матфея).

Как относится к тому, про что не сказано в Библии

Священное Писание — часть Священного Предания Церкви. Важнейшая, но всё же часть. В Предании Церкви есть и то, что не упоминается в Священном Писании. Об этом пишет святитель Василий Великий в послании «О Святом Духе» к Амфилохию:

«Если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например, (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению Таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду Крещения, и елей Помазания, и даже самого крещаемого по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию?» (гл. 27).

Итак, для истинных христиан аргумент «только то, что в Писании» (Sola Scriptura), очевидно, несостоятелен. Тем более и сами протестанты, выдвинувшие его, не смогли оправдать своих слов, подменив настоящее Церковное Предание множеством собственных «преданий».

Время написания

Библейские книги написаны в разное время на протяжении около 1,5 тысяч лет – до Рождества Христова и после Его Рождения. Первые называются книгами Ветхого Завета, а вторые – книгами Нового Завета.

Библия состоит из 77 книг; 50 содержится в Ветхом Завете и 27 – в Новом.
11 неканонических книг (Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2 и 3 Маккавейские книги) не являются богодухновенными и не входят в канон Священного Писания Ветхого Завета.

Язык написания Библии

Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке (за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке), Новый Завет – на александрийском диалекте древнегреческого языка – койнэ.

Первоначально библейские книги были написаны на пергаменте или на папирусе заостренной тростниковой палочкой и чернилами. Свиток имел вид длинной ленты и накручивался на древко.
Текст в древних свитках был написан большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была, как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания, ни придыханий, ни ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы, но только согласные.

Библейский канон

Состав книг Библии (Библейский Канон) складывался постепенно. Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до н. э. до IV в. до н. э. Считается, что канонические (богодухновенные) книги Ветхого Завета были собраны воедино книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э.

Канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364г. и Карфагенском Соборе 397г., фактически же Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.

В общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским.

Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393г. и Карфагенском Соборе 397 г.

История деления Библии на главы и стихи

Деление слов в Библии ввел в 5-м веке диакон Александрийской церкви Евлалий. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего латинский перевод Библии, Вульгату, в 1205 г. А в 1551 году женевский печатник Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи.

Классификация книг Библии

Библейские книги Ветхого и Нового Заветов условно подразделяются на Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие. Например, в Новом Завете Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова.

Переводы Библии

Греческий перевод семидесяти толковников – Септуагинта – был начат по воле египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Рождества Христова. Православная Церковь с апостольского времени пользуется священными книгами по переводу 70-ти.

Латинский перевод — Вульгата — был обнародован в 384 году блаженным Иеронимом. С 382 г. блаженный Иероним Стридонский переводил Библию с греческого на латинский; в начале работы он пользовался греческой Септуагиптой, но вскоре перешел на использование непосредственно еврейского текста. Этот перевод стал известен как Вульгата – Editio Vulgata (vulgatus означает «широко распространённый, общеизвестный»). Тридентский собор в 1546 г. утвердил перевод св. Иеронима, и он вошёл во всеобщее употребление на Западе.

Славянский перевод Библии сделан по тексту Септуагинты святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, в середине 9-го века по Р. Х., во время их апостольских трудов в славянских землях.

Остромирово Евангелие – первая полностью сохранившаяся славянская рукописная книга (середина XI века).

Геннадиевская Библия – первая полная рукописная русская Библия. Составлена в 1499 году под руководством Новгородского архиеп. Геннадия (до того времени библейские тексты были разрозненны и существовали в различного рода сборниках).

Острожская Библия – первая полная печатная русская Библия. Её издал в 1580 г. по приказу князя Конс. Острожского, первопечатник Иван Федоров в Остроге (вотчине князя). Этой Библией до сих пор пользуются старообрядцы.

Елисаветинская Библия – церковнославянский перевод, использующийся в богослужебной практике церкви. В конце 1712 г. Пётр I издал указ о подготовке к изданию исправленной Библии, однако закончена эта работа была уже при Елизавете в 1751 г.

Синодальный перевод – первый полный русский текст Библии. Осуществлён по инициативе Александра I и под руководством свт. Филарета (Дроздова). Выходил частями с 1817 по 1876, когда вышел в свет полный русский текст Библии.
Елизаветинская Библия целиком вышла из Септуагинты. Синодальный же перевод Ветхого Завета сделан с масоретского текста, но с учётом Септуагинты (выделено в тексте в квадратных скобках).

Этапы формального изучения Св. Писания

Текстология – занимается исследованием лингвистических и стилистических особенностей библейского текста, стремится уточнить редакцию оригинального текста.

Исагогика (от греч. εἰσαγωγή «введение») — занимается историко-филологическим исследованием Библии, изучает состояние, степень сохранности текста, его язык, определяет авторство и время составления книг, их литературный жанр, обстоятельства их написания и общий исторический фон.

Экзегетика (от греч. ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — занимается толкованием отдельных элементов библейского текста, обусловленных особенностями авторского языка, авторской терминологией, описываемыми в тексте историческими, политическими, культурными и бытовыми реалиями, наконец, психологической мотивацией и богословскими воззрениями авторов.

Герменевтика (от греч. ἡρμηνεύω — «толкую, перевожу») — выявляет богословское сущностное толкование текста, обобщает данные экзегетики, занимается выработкой методологии библейского толкования.

Некоторые факты

***

См. КАНОН БИБЛЕЙСКИЙ, БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА, ТОЛКОВАНИЯ

Тема №5. КАК И ЗАЧЕМ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ БИБЛИЮ?

ВСТУПЛЕНИЕ.

Сегодня многие люди спрашивают: «Почему я должен читать Библию? Это несовременно. Библия была написана 2000 лет назад. Как Библия может сегодня помочь мне в решении проблем?» Что можно ответить на эти вопросы?

Библия дает ответы людям, которые сегодня задумываются о значении и смысле жизни. Библия говорит нам, кто есть человек, каково его предназначение, что является источником его проблем, и предлагает решение этих проблем. Библия указывает совершенный жизненный путь. Она содержит достоверные сведения о происхождении человека и материальной Вселенной; в ней записана древнейшая история человечества; она открывает нам Бога и Его чудесный план искупления.

«Однако, — можете спросить вы, — почему необходимо иметь Библию? Как убедиться, что Библия — это Слово Божье?» Действительно, существуют и другие способы, с помощью которых Бог обращался и обращается к человеку в разное время. Он изъявлял Свою волю через знамения (жезл Моисея), символы (столб облачный и столб огненный), сны (Иосифа, фараона), непосредственное общение (с Моисеем), священные урим и туммим, жребий, видения, воплощение во Христе, ответы на молитвы, божественное провидение, природу, совесть и многими другими способами. Но ни один из этих способов не обладает важнейшим свойством постоянства. Записанное откровение беспристрастно, доступно, надежно, постоянно и общепринято. Это откровение ни чем не возможно заменить. Бог наложил Свою чудесную печать, удостоверяющую подлинность Его Слова — чудеса и исполненные пророчества.

Слово «Библия» происходит от греч. «Biblion», что в переводе означает «свиток» или «книга». Но Библию отличает не только то, что она является собранием книг, а то, что она есть записанное Слово Божье. Библия — уникальное Слово Бога к нам.

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ О БИБЛИИ.

1. Сколько книг в Библии? 39 книг в Ветхом Завете

27 книг в Новом Завете

66 книг во всей Библии

2. Сколько авторов написали 66 книг Библии? Около 40 человек писали книги Библии. Это были люди различных профессий. Среди авторов были крестьяне, цари, рыбаки, миссионеры, врачи, проповедники, пастухи и государственные чиновники.

З. Как долго писалась Библия?

Библия писалась около 1600 лет. Первой была написана Книга Пророка Иова. Точная дата ее написания неизвестна, но, вероятно, это было приблизительно в 1500 году до н.э. Последней, очевидно, была написана книга Откровения — около 100 г.н.э. Все книги Нового Завета были написаны в I в.н.э.(1 — 100 гг.).

4. На каких языках была написана Библия в оригинале? Ветхий Завет был написан на еврейском языке. Несколько отрывков из книг Ветхого Завета, возможно, были написаны на арамейском. Новый Завет написан на греческом языке.

КАК БЫЛА НАПИСАНА БИБЛИЯ.

1. Вдохновение — что это значит? Что означает, когда мы говорим: «Библия — БОГОДУХНОВЕННАЯ книга»? Как объяснить, что мы подразумеваем под этим? В трех стихах Библии встречается это слово — 2-е Тим.3:16 и 2-е Пет. 1:20,21. Когда мы говорим, что «Библия богодухновенна», мы подразумеваем: Дух Святой руководил разумом людей так, что они писали то, что Господь хотел видеть написанным. Важно запомнить, что вся Библия богодухновенна. Все книги одинаково богодухновенные. В Библии нет книг более или менее «богодухновенных».

2. Как Бог вдохновлял людей писать книги Библии?

Ÿ Бог не говорил им точных слов, которые они должны записать (в большинстве случаев). Они не сидели и не слушали, как громкий голос говорит: «Это говорит Господь. Вот то, что должно быть записано в 4-ой главе Книги Пророка Исайи…». Есть несколько случаев в Библии, когда Бог говорил автору точные слова. Например, Десять заповедей.

ŸБог не двигал механически их руками. Эти люди не были под гипнозом Бога, когда получали указания написать книги. Бог не сделал этих людей роботами. Они полностью сознавали, что делали.

ŸДух Святой давал им мысли, которые авторы выражали своими словами. Книги Библии — Слово Божье, записанное в стиле авторов. Бог использовал много различных людей, чтобы написать книги Библии. Одни были высокообразованные, другие нет. Бог брал каждого человека таким, каким он был, и использовал для написания одной или более книг Библии. Вы обнаружите много различных стилей написания в книгах Библии. Некоторые очень простые. Другие более сложные.

Мы можем быть уверены, что Библия истинна. Она точна. В ней нет ошибок. Почему? Потому что Бог заботился об этом деле, и Он не позволял работать плохо. Библия — послание Бога к человеку. Она вся истинна, и это ИСТИНА. Иисус ясно говорит об этом в Своей молитве в Ин.17:17 «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина».

КАК УБЕДИТЬСЯ, ЧТО БИБЛИЯ ТОЧНА (ИСТИННА)?

Библия была написана тысячи лет назад. Как мы можем быть уверены, что все факты в ней изложены точно? Как нам убедиться, что Библия истинна? Как мы можем знать, что текст Библии не был изменен? Может быть, он полон ошибок? Откуда нам знать, что люди не подделали Библию и не изменили ее? Мы рассмотрим ряд фактов, которые помогают убедиться, что Библия точна, верна и истинна. Мы можем быть уверены, что в ней нет ошибок.

1. Все пророчества истинны и точны. Пророчество — послание от Бога, говорящее о грядущих событиях. Библия наполнена сотнями пророчеств, начиная от третьей главы Бытия и через весь текст до конца, до книги Откровения. Бог дает людям много предсказаний. Нет ни одного ложного пророчества. Многие пророчества Библии говорили о первом приходе Иисуса. Каждое из этих пророчеств исполнилось так, как Бог предсказал. Есть много пророчеств, которые еще не исполнились. Многие из них связаны со вторым пришествием Иисуса. Если мы оглянемся назад, на то, как исполнилось каждое предыдущее пророчество, мы сможем полностью доверять Богу в отношении всех пророчеств, которые связаны со вторым пришествием Иисуса.

2. Библия говорит, что она есть Слово Божье. Авторы Библии ясно говорят, что она есть Слово Божье. Бог руководил ими и говорил, что писать. Авторы доверяли Богу, когда Он говорил им, что писать (2Пет. 1:20,21).

3. В Библии нет противоречий. Что такое противоречие? Это когда две фразы кажутся истинными, но, взятые вместе, опровергают друг друга. Значит, если одно из утверждений истинно, другое должно быть ложно (неистинно). Оба не могут быть правдой одновременно.

Библия непротиворечива. Если в одном месте Писания провозглашается какая-либо истина, в другом месте не говорится, что истиной является что-либо противоположное. Иногда что-то может показаться противоречивым. Проблема в том, что часто человек вырывает только часть стиха, и поэтому не получает полного представления о том, что говорится в данном стихе или главе.

4. Библия есть неделимое целое. Вся Библия является единым посланием. Единственная причина такой целостности — один Автор, написавший Библию. Бог является этим Автором. Он руководил написанием всех 66 книг Библии. Вот почему в Библии нет противоречий.

5. Археологические доказательства. Археологические исследования предоставили дополнительные доказательства точности Библии. Нет ни одного археолога, доказавшего, что в Библии приводятся ложные факты о городах, царях, обычаях.

В 1947 г. на территории современного Государства Израильбыли обнаруженысвитки Мертвого моря.Эти свитки включают копии (или части) всех книг Ветхого Завета, кроме одной. Многие из этих свитков были написаны за 100-200 лет до рождества Христова. Эти копии ветхозаветных книг на 1000 лет старше всех других копий Ветхого Завета, известных прежде. Когда свитки Мертвого моря сравнивались с нашей сегодняшней Библией, существенных отличий обнаружено не было. Свитки Мертвого моря — весомый факт, доказывающий, что наша современная Библия точна и достоверна. Эти свитки дают нам убедительное доказательство, что Библия, которая есть у нас сегодня, говорит нам то же, что и когда была написана впервые.

ВОЗДЕЙСТВИЕ БОЖЬЕГО СЛОВА.

Ÿ От Божьего Слова рождается и укрепляется наша вера (Рим.10:17 «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия»). Чем больше мы вникаем в Божье Слово, тем крепче нашу веру делает Бог.

Ÿ Библия является нашим духовным питанием: молоком (1Пет.2:1-2); хлебом (Мф.4:4); твёрдой пищей (Ев.5:12-14).

Ÿ Победа над грехом (Пс.118:11 «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою»). Христианин чувствует давление со стороны собственной плоти. Грех хочет непременно одолеть верующего человека, но Бог хочет дать победу над всяким грехом. Сила в победе над грехом приходит в той степени, сколько Божьего Слова положено в сердце.

Ÿ Победа над сатаной (Еф.6:17 «…меч духовный, который есть Слово Божье»). При искушении в пустыне Иисус победил сатану Словом Божьим (Лук.4:1-14 «Иисус сказал ему в ответ: написано…»).

КАК ИЗУЧАТЬ БИБЛИЮ.

Порою люди уклоняются от чтения Библии, «опасаясь» ее толщины. На самом деле Библию можно прочитать от корки до корки за 70 часов; на прочтение некоторых книг потребуется всего несколько минут. Поскольку Библия является вершиной мировой литературы, самой известной и цитируемой книгой, любой образованный человек должен быть знаком с ее содержанием.

Ÿ Начинайте изучение Библии с молитвы. Глубочайшее знание Слова приходит с излиянием благодати Духа Святого, Который «наставит нас на всякую истину» (Иоан. 16:13). Попросите Его открыть святые тайны и славу Искупителя, сокрытые в Ветхом Завете и явленные в Новом. Хорошо усваивайте прочитанное. Станьте исполнителем Слова, а не забывчивым читателем. Воплотите эти золотые правила в действие.

Ÿ В известном смысле Библию следует читать, как и любую другую книгу, последовательно, главу за главой, а предпочтительнее книгу за книгой. Если свободное время у вас ограничено, вы можете прочитать всю Библию за год, распределив по три главы на каждый день, а по воскресеньям прочитывая по пять глав. Какой бы другой способ чтения Библии вы ни избрали, ежедневное изучение Слова Божьего должно стать привычкой. Время, проведенное наедине с Книгой книг каждое утро, укрепит вас физически, умственно и духовно.

Ÿ Изучайте Библию в целом. Запоминайте названия книг, чтобы их можно было легко найти и открыть. Центральной темой Библии является искупление. Проследите, как эта тема красной нитью проходит через Библию: падение, наказание за грех, значение прощения, любовь Божья, несмотря на непослушание человека, служение пророков, священников и царей, смерть и воскресение Христа, рассеяние христиан, предсказание о втором пришествии Христа и победоносном установлении Его Царства благодати на всей земле. Когда вы познакомитесь с Библией в целом, вы можете воспользоваться различными методами ее изучения: по книгам, главам, темам, словам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *