История скандинавских рун

Слово «руна» означает «секрет» или «тайна». Уже среди самых первых знаков, начертанных человеческой рукой и имеющих явно магический характер, мы находим праобразы некоторых рун — а это аж XVII-XVI тысячелетие (!!!) до рождества Христова.

Постепенно, в течение тысячелетий, эти символы, получаемые в откровениях или какими-то иными путями, собирались, накапливались, классифицировались — и примерно в III-I тысячелетиях до Р.Х. сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты. В то время они осмысливались именно как наборы священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Такое осмысление касается не только рунического алфавита, но и других знаковых систем — для примера можно привести хотя бы древнееврейский алфавит, магическое и священное использование символов которого весьма широко известно.

Сегодня принято считать, что уже к середине II века от Р.Х. был сформирован классический общегерманский рунический строй — Футарк. Он был назван так по фонетическим значениям первых шести рун строя. С течением времени Футарк претерпел массу изменений — всего насчитывается до десятка различных его вариаций, отличающихся как по числу знаков в алфавите и их написанию, так и по времени/месту создания. Эти переработанные рунические символы, часто не имеющие с Футарк’ом ничего общего, называются иногда Младшими Рунами. Использовались они в основном для письма, в отличие от символов Старшего Футарк’а, всегда сохранявших свое сакральное значение.
Хочу еще раз обратить Ваше внимание на то, что Футарк — это не алфавит в обычном понимании этого слова, а именно рунический строй или ряд, то есть жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Классический Футарк содержит 24 знака, но иногда, как это сделал Ральф Блум (Ralph Blum), к ним добавляют Пустую Руну, или руну Одина.

Как и в любой другой магической системе, использующей символы, прежде чем начать работать с рунами, Вы должны понять заключенный в каждой из них смысл. Вы можете сколь угодно долго заучивать наизусть значения рун, но пока каждая из них не будет вызывать у Вас свой собственный, неповторимый смысловой ряд так же отчетливо, как слово «дом» вызывает образ дома, Вы не сможете понять, что означает выпадение этого знака в гадании и не сможете пользоваться ими для формирования реальности. Помните, каждая из рун является лишь символом, обозначением стоящей за ней силы. Вы должны будете осмыслить ее, переработать и усвоить — и только тогда Вы сможете привлекать эту силу в свою жизнь, используя руны.

Достигается эта задача обычно так: во-первых, Вам необходимо будет завести себе набор рун, с которыми Вы будете постоянно работать. Отнеситесь к этой задаче ответственно и не думайте, что сейчас сойдут хоть какие, а вот потом научусь — и заведу себе Настоящие! Это иллюзия, поверьте опыту. Вы вряд ли сможете расстаться со Своими Рунами — а они именно такими и станут за время курса.

Хорошо бы изготовить себе набор рун самостоятельно, но на самом деле, это не есть необходимое условие.

Во-вторых, с рунами необходимо познакомиться. То есть — просто заучить название каждой руны. Написание каждой руны должно прочно соотноситься у Вас с ее наименованием — примерно настолько же прочно, как соотносятся для Вас буквы и звуки русского алфавита. 🙂

И, наконец, третье — Вам необходимо установить с рунами прочную эмоционально- духовную связь. Начните с первой руны Fehu — вчитайтесь в описание, постарайтесь почувствовать то общее, что содержится во всех этих разнородных значениях. Вглядитесь в нее внимательно — возможно, ее графическое начертание вызовет у Вас какие-то ассоциации. Вслушайтесь в название руны, попробуйте поискать Ваше личное имя руны — то, как Вам хочется ее называть. Медитируйте над руной, размышляйте над ней, кладите руну под подушку, ложась спать. И тогда через некоторое время Вы ощутите, что руна как бы «встала на место». Все, теперь она Ваша — и можно переходить к усвоению следующей руны.

Кстати, советую Вам даже после того, как Вы усвоите все руны, время от времени перечитывать их описания. Каждый раз Вы будете с удивлением открывать новые грани даже у полностью, казалось бы, знакомой руны.

Происхождение и история рун

Истоки рунического Искусства — как и зарождение самих рунических символов — корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя — Футарка — датируется первыми веками н.э. Действительно, это время можно считать временем, когда руническое Искусство оформилось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе — хотя и не без изменений — до позднего Средневековья. Однако истоки Искусства — значительно древнее.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до Р.Х. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или “солнечные колеса”, вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира.

Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали пра-формами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т.д. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI-V тысячелетиям до Р.Х. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе — и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов.

Еще позднее, в III-I тысячелетиях до Р.Х., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее — греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы — т.е. к алфавитам северных этрусков и италийских венетов.

С праобразом рун — североиталийским письмом — народы Центральной и, возможно, Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до Р.Х. В 1812 году, во время раскопок близ Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до Р.Х. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства, которому посвящена настоящая книга — этап трансформации италийских символов в северные руны. Дело в том, что надпись на одном из шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийского к руническому, по языку явно принадлежит предкам будущих скандинавов. Надпись транслитерируется как Harigast i Teiva; оба слова, соединенные предлогом (союзом?) i, являются именами собственными, причем последнее — Teiva — чаще всего трактуется как вариант имени общегерманского бога войны и неба Тива (Тюра).

Вероятно, к середине II века от Р.Х. был сформирован классический общегерманский рунический строй — Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III в. от Р.Х. относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV — V векам — на континенте.

Предостерегу от возможной ошибки: Футарк — не алфавит в обычном понимании этого слова, а именно рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы — атта (att); каждый атт состоит из восьми рун. По фонетическим соответствиям рун первого атта — f, u, th, a, r, k,… — этот строй и получил свое название — Футарк.

До наших дней сохранилось около двухсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них — это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях.

Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда она может быть именем человека или магическим словом. Встречаются и камни, содержащие целые “сочинения”.

Такова, например, Эггьюмская надпись, перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрезвычайно интересен:

Камень не был (освещен) солнцем,
и нож не коснулся его;
(злые) волшебники не должны обнажить (камень),
ни обманутые,
ни ослепленные колдовством.

Тот сотворил навье море
и смазал им уключины
утомленной от просверливания ладьи.

Кто пришел сюда, в страну коней…
Рыба плывущая…
Птица поющая…
Он погиб коварной смертью.

Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, — единицы. В большинстве своем рунические надписи на камнях имеют мало общего с магией. Такова, например, старшеруническая надпись на «камне Водурида», ставшая классическим примером.

Надпись гласит:

Вив резал этот камень для Водурида.
Три дочери поделили наследство,
как самая близкая его родня
среди оставшихся в живых.
А я, Вив, резал руны
для моего лорда — Водурида.

Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные, изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. от Р.Х.) изображены Один, въезжающий на прекрасном восьминогом коне — Слейпнире — в свои владения, Вальхаллу, чертог павших воинов, и встречающая его валькирия, крылатая “дева боя”.

Кроме камней с письменами, земля и частные и университетские коллекции сохранили для нас и другие памятники рунической магии. Это, например, надписи, сделанные на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаются наконечники копий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления которых определяется как начало I тысячелетия от Р.Х.. Классические алфавитные руны Футарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими, как трех- и четырехветвевая свастика, круг с точкой в центре и т.д.. Любопытен и металлический наконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде стилизованного черепа. На каждую из его сторон нанесено по надписи, значение которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, что слова эти являются именами двух людей, так как они близки к двум родовым германским именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это — свидетельство боевой дружбы или дарственная надпись — или что-то иное?

Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса.

По его краю идет замечательное по исполнению и не до конца еще понятое мифологическое изображение и руническая надпись, гласящая: “Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил”. В качестве примера посвятительной рунической надписи можно привести прочтение рун, начертанных на одной из древних фибул (фибула — своего рода застежка, скрепляющая ворот плаща): “Босо резал руны — тебе, Даллина, он дал ”.

Никогда руны не оставались неизменными.
В V веке от Р.Х руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова — вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополнением исходного (Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англо-саксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англо-саксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака — поздние англо-саксонские, или нортумбрийские, руны.

Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка, последние (XI — XII вв.) — 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше — в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами.

Младшими Рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно подсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсолютном большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными сооружениями.

В качестве примера приведем здесь фотографию рунического камня из Шюсты.

Руны высечены на туловище змея, образующем три широкие петли, охватывающие изображение креста. (Надо отметить, что это достаточно характерно для младшерунических надписей на стоячих камнях — сочетание христианского креста и языческого символа Змея. Впрочем, многие исследователи орнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь — переосмысленный с приходом христианства языческий символ.)

Перевод надписи таков (Е.А.Мельникова):

Руна велела сделать монумент по Спьяльбуду и по Свейну, и по Андветту, и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги; и Сигрид по Спьяльбуду, своему супругу. Он умер в Хольмгарде в церкви Олава.
Эпир резал руны.

Примечание : Хольмгард — Новгород Великий.

С введением христианства и распространением латинского алфавита руническое письмо быстро потеряло свое значение основного средства письменности, хотя просуществовало после этого достаточно долго.

Несмотря на откровенно воинствующий антиязыческий настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков рунические знаки оказалось далеко не просто. Как уже говорилось, число памятников рунического письма, датирующихся началом I тысячелетия (т.е. созданных уже после крещения Скандинавии) огромно; более того, языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде.

На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: “Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять некое время

Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании — rimstok (от rim — “календарь” и stok — “палка”). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России — значительно дольше.

Один из таких календарей изготовлен в начале XIX в. в Карелии и хранится в данное время в Петрозаводском историко-архитектурном музее. Знаки календаря нанесены на деревянный посох длиной 1.5 м. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея — вечный.

Другой интересный пример — литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском Музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее (XVII в.); в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха, этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6х8 см.

В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к XIV — XV вв.. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы и гораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а на острове Готланд — еще и в XVII в.. Более того, существуют данные, что в отдаленных областях Швеции, таких, как Даларна и Херьедален, для особенно важных записей руны изредка использовались и в середине текущего столетия.

Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то мы можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своем объеме сохранялась, как минимум, до XI — XIII веков, в поврежденном и частично деформированном виде — до позднего Средневековья, а в качестве реликтов и “останцев” древней высокой магии — вплоть до текущего столетия…

Нотумбрия — одно из древних англосаксонских королевств в Британии

История скандинавских рун

Современные ученые предполагают, что время создания рунического алфавита дотируется 2-м веком до н.э. Представленный алфавит носит название Футарк – это сочетание наименований первых шести рун. Некоторые источники утверждают, что первое упоминание о рунах было куда раньше – во времена палеолита. Однако сейчас упор делается именно о Футарке как о системе, которая была широко распространена, начиная со 2 века до нашей эры, заканчивая 8-м нашей.

Что представляет собой Руна?

В переводе с немецкого руну можно трактовать как тайна или значение «шептать». Других аналогий в языках найти нельзя. С технической точки зрения руна представляет собой символ, включенный в алфавит. Мы можем лишь судить, что на тот момент времени руна – это единственное упоминание о письменности.

Историки считают, что предшественником Футарка является североиталийская письменность. Но скандинавская мифология дает иное объяснение возникновение Футарка. Здесь не обошлось без привлечения божественных существ.

Футарк имеет существенные различия по сравнению с привычным алфавитом. Представляет оно собой строго закрепленный рунический ряд. Другими словами руны расположены определенной устойчивой последовательности. Футарк состоит из 24 символов, которые разделены на три группы (атта). Каждый из представленных атт включает в себя 8 рун. Некоторые даже утверждают, что устройство Футарка гораздо сложнее иврита. Первоначальный вид представленного алфавита со временем изменился, но не значительно. В него была включена еще одна пустая руна, которая символизирует Фатум. Подробне о толковании и значении скандинавских рун на сайте http://mirezoteriki.ru/skandinavskie-runy-znachenie-tolkovanie-i-opisanie.html.

История Футарка

До настоящего времени дошло большое количество надписей с использованием рун Футарка. В основном они представлены на камнях, древнем оружии и украшениях.

К 5 веку система Футарка приходит в Англию вместе с германскими племенами. Несмотря на то, что коренные жители Британии практически соответствуют культуре германских племен, они развились немного в другом направлении. Такую специфику можно наблюдать и в письменности. На британских островах активно использовали англосаксонский рунический строй. Первый его вид включал 28 рун, затем 33. Представленный алфавитный ряд имел письменное предназначение. Кроме того, именно в Англии было разработано одно из самых древних писаний о рунах, которое дошло до нас – Англо-саксонская руническая поэма.

В это же время в Скандинавии развивалась культура викингов. Они упрощали письмо рунами, делали его пригодным для бытовых условий. Такое бытовое применение было необходимо для торговли и морских путешествий. В итоге викинги урезали алфавит Футарка до 16 символов. Такой системой письма они активно пользовались вплоть до 9 века. Пришедшая христианская религия запрещала использовать руны. Поэтому система Футарка со временем стала забываться.

Рунная система была возобновлена в 20 веке. Состояла она из 18 символов и носила название Арманет или Арманический Футарк.

Понравился материал?
Может твоим друзьям он тоже будет интересен?

Скандинавские (северные) руны

Руны (ед. число — руна) — письменность древних германцев. Употреблялась с I—II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна — вплоть до XIX века. Этими же рунами пользовались викинги.

Руны (символы) высекались или вырезались на камне, металле, дереве, кости; имеют специфическую угловатую форму, приспособленную для вырезания.

После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей. Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем run («тайна»).

Всего известно около 5000 рунических надписей, большая часть из которых была найдена в Швеции. Кроме того, в средневековой Европе существовали рунические календари.

Древнескандинавское и англосаксонское run, древнеисландское runar и древненемецкое runa связаны с германским корнем ru и готским runa, означающим «тайна», а также древненемецким runen (совр. raunen), означающим «таинственно шептать». Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства.

Скандинавские (северные) руны

Находки

Надпись на копье из Ковеля (Западная Украина). Образец ранней рунической надписи (IV в.), написанной бустрофедоном. Надпись гласит: Tilarids, что значит «целеустремлённый»

Сторона B рунического камня из Дании. Надпись читается как þusi : kubl : ub : biruti, что переводится как «Чародеем будет тот человек, который разрушит этот памятник». Главной отличительной особенностью рунического алфавита является порядок букв; условно его называют футарк (fuþark) — по первым шести буквам. Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности.

Алфавит

Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но существуют реконструкции.

Направление письма — слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон. Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны тоже повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста.

Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер.

Данную версию поддерживают большинство учёных. Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница.

Согласно скандинавской мифологии руны открылись Одину, когда он, пронзив себя копьём, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом от его деда Бёльторна, он услышал руны и начертал первые из них копьём на Древе собственной кровью.

Существовало несколько различных типов рун, наиболее ранним является праскандинавский вариант, использовавшийся в общегерманском языке. Он применялся в период с I по VIII век н. э. (в истории германских народов это римский железный век и германский железный век), и его иногда называют старшим футарком, или старшими рунами.

Старших рун всего 24, они встречаются на оружии, украшениях и памятных камнях-стелах. Именно старшие руны применялись позже (до XIII в.) в магических и сакральных целях. Младшие руны (IX—XIII вв.) использовались для создания мемориальных надписей и не имели сакрального значения.

Всего известно около 150 предметов (детали вооружения, амулеты, надгробные камни) с ранними руническими надписями III—VIII веков. Большинство надписей состоит из единственного слова, обычно имени, что в дополнение к магическому использованию рун приводит к невозможности полноценно прочесть около трети надписей.

Язык древнейших рунических надписей архаичнее готского, самого раннего германского языка из зафиксированных в прочих письменных памятниках.

К началу IX века в странах Скандинавии общегерманский рунический алфавит пошёл в другую сторону развития. В древнескандинавском языке также произошли некоторые изменения, обогатился звуковой ряд языка, поэтому общегерманские руны стали также недостаточно передавать звуковой состав языка, но, в отличие от англосаксонских рун, в скандинавских рунах количество знаков не увеличивалось, а уменьшалось. Были исключены руны g, w, ih-wh, p, z ŋ, d, o. Из англосаксонского рунического алфавита была добавлена руна Yr.

Датские руны подверглись наименьшему изменению во внешнем виде, они использовались в IX—XI веках. У шведско-норвежских же рун была тенденция к графической минимализации знака. Так, руны s и y сократились до одной черты. Шведско-норвежские руны использовались в IX—X веках. Позже стал выделяться норвежский вариант; по начертаниям он приблизился к датскому. Скандинавские руны, а также все последующие, называют также «Младшими» рунами.

Руническая тайнопись

Известно несколько простых способов шифрования рунических знаков. Были распространены так называемые «вязаные руны», в которых совмещалось несколько рун на одной черте.

Другим видом рунической тайнописи является принцип, где вместо самой руны отображался номер Эттира, в который входила руна, и порядковый номер руны внутри Эттира. Эта система использовалась исключительно в скандинавских рунах.

Номер Эттиров менялся на обратный. Так, 1 Эттир в тайнописи обозначался как 3; 3 — как 1, а 2 — как 2. На камне из Рёка представлено большое количество разновидностей тайнописи, особенность которых заключается в том, что в 3 (в тайнописи 1) Эттир входят руны не t, b, m, l, y, а руны t, b, l, m, k.

Существовало несколько способов отображения этого принципа. В kvistrunir («ветвистые руны») от длинной линии отходят чёрточки: их количество слева обозначало номер Эттира, справа — руны. Tjaldrunir («шатровые руны», или «крестовые руны») отличается от kvistrunir тем, что один знак обозначает два звука: от креста отходят чёрточки, сверху слева — номер Эттира, сверху справа — номер руны; снизу справа — номер Эттира второй руны, снизу слева — её номер внутри Эттира.

Оба этих типа тайнописи представлены на камне из Рёка. Другой тип подобной тайнописи, представленный на камне из Рёка, представляет собой шифровку, где номер Эттира обозначался общегерманскими рунами o, а номер руны — шведско-норвежскими s.

На камне написано «oossoosss», что обозначает «ni». Также на этом камне присутствует вид тайнописи, где номер Эттира обозначался общегерманской руной ih-wh, перевёрнутой в обратную сторону, а номер руны — обычной общегерманской руной ih-wh. В некоторых других случаях (надпись из Вольсты) номер Эттира обозначался шведско-норвежскими рунами y, а номер руны, как и в «ветвистых рунах», количеством чёрточек с правой стороны основной линии. Богат уникальными видами рунической тайнописи Берген.

В Бергене были найдены две уникальные деревянные дощечки с разновидностями «ветвистых рун»: на одной вместо средней линии было изображение рыб, на другой дощечке номера Эттира и руны обозначались линиями бороды мужской головы. Также в Бергене использовалась такая система шифровки рун, где руна f обозначалась как, собственно, f; u как ff; þ — fff; o обозначалось, собственно, руной o; r — oo; k — ooo и т. д.; руна y не шифровалась.

В рукописи «Codex Salisburgensis, 140» дана система замены гласных точками: a — одной; e — двумя; і — тремя; o — четырьмя; u — пятью. Также известен вид тайнописи, заключающийся в обратном написании отдельных рун, добавлении к рунам лишних чёрточек и удалении нужных. Он представлен надписью на камне из Тёрвики.

Скандинавские руны

Рунические календари

Существовали также рунические календари, разновидности «вечного календаря». В Дании их называли римстоками (от rim — «календарь» и stok — «палка»), в Норвегии их называли проиставами (от prim — «золотое число»). Они чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов.

Эти календари использовались в Скандинавии, и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние из найденных датируются XIV веком. Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма «Computus Runicus», копия рукописи 1328 года, в которой был полностью записан рунический календарь.

На одной стороне обозначались числа с 14 апреля по 13 октября (Nottleysa — «безночные дни», лето по скандинавскому календарю), на другой стороне, соответственно, числа с 14 октября по 13 апреля (Skammdegi — «короткие дни», зима по скандинавскому календарю). Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Также отмечались девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния.

Каждое из девятнадцати чисел отмечалось руной, числовое значение определялось алфавитным порядком, а для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны: Arlaug (Arlaug.svg) обозначал 17; Tvimaður (Tvimadur.gif) обозначал 18; Belgþor (Belgthor.svg) обозначал 19.

Праздники обозначались специальными знаками. Эти знаки определялись, в основном, приметами, связанными с тем или иным праздником, так, 9 июня, День св. Колумбы обозначался изображением лосося, так как согласно примете в этот день начинался нерест лосося. 14 апреля, Первый день календарного лета, обозначался изображением цветущего куста. 11 ноября, День св. Мартина, обозначался изображением гуся, так как св. Мартин, когда его выбрали епископом, испугался и спрятался среди гусей.

В более позднюю эпоху дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать «золотых чисел» — арабскими цифрами или другими числовыми знаками.

История скандинавских рун. Часть первая.

Жарким летом 1905 года профессор Э. Р. Штерн проводил раскопки на острове Березань в устье Днепра. Остров привлекал внимание археологов, поскольку с давних времен служил местом стоянки для всех, кто плыл по днепровско-черноморскому пути. Результаты раскопок того года подтверждали и дополняли уже известное и не содержали бы ничего сенсационного, если бы в одном из раскопанных погребений XI века под головой мужчины не лежал обломок камня около полуметра высотой и такой же ширины. Одну из плоских сторон окаймляла полоса около десяти сантиметров шириной, на которой были отчетливо видны многочисленные пересекающиеся черты, глубоко вырезанные в камне. Надпись сделана скандинавскими рунами, и прочесть ее не составляло труда. Это был намогильный камень с короткой эпитафией:

«Грани сделал этот холм по Карлу, своему сотоварищу». Удивила не графика надписи и не ее содержание, удивило место находки. Впервые на территории Восточной Европы был обнаружен мемориальный скандинавский рунический камень…

Дороги средней Швеции на редкость живописны, и особое своеобразие им придают высокие замшелые камни розового, серого, синего гранита, белого известняка, пожелтевшего песчаника. Здесь, вдоль дорог, у мостов, жители близлежащих усадеб и селений устанавливали мемориальные стелы, чтобы память об их погибших сородичах не умерла вместе с ними. На камнях высекались памятные надписи, из которых любой прохожий мог узнать, чем прославился погибший, в каком походе он нашел свою смерть.

«Андветт и Кар, и Гэтти, и Блэси, и Дьярв воздвигли этот камень по Гуннлейву, своему отцу. Он был убит на востоке с Ингваром… Он мог хорошо вести корабль», — сообщает надпись на варпсундском камне, стоящем у изгиба дороги на высоком берегу озера Мэларен. Таких камней в одной лишь Швеции насчитывается около полутора тысяч. Но и сам обычай устанавливать камни с надписями, и письмо, которым эти надписи выполнены, возникли не в XI веке и не в средней Швеции. Их история начинается почти тысячелетием раньше и уводит нас на юг Европейского континента.

В I веке до нашей эры галльские войны Юлия Цезаря вывели из неизвестности на арену мировой истории многочисленные воинственные племена германских варваров, которым позднее суждено основать на обломках Римской империи первые феодальные государства Западной Европы. Установление административной власти Рима на покоренных Цезарем германских территориях вело к интенсивному проникновению античной культуры в Центральную и Западную Европу. Особенно сильным было влияние Рима на южногерманские племена: маркоманов, бастарнов, герулов, которые подверглись быстрой романизации. В столь же тесном контакте с античной — в этом случае греческой — культурой оказалась и другая группировка германцев: во II—III веках племена готов, вероятно, выходцев из Скандинавии, проходят от южного побережья Балтики до Черного моря и оседают в Причерноморье и в Крыму, захватывая греческие города-колонии или селясь рядом с ними.

В этих условиях быстрого социально-экономического развития германских народов в процессе синтеза варварского общинного строя и развитого рабовладения Римской империи происходят бурные изменения древнегерманской культуры. Одним из них было становление письменности.

Первым и единственным свидетельством того, что германцы владеют какой-то формой письма, является сообщение римского историка I века новой эры Корнелия Тацита: «Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они (германцы). Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого… жрец племени… трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками».

Но Тацита интересуют верования и обычаи германцев, а не характер этих «особых знаков». Что они представляют собой — символы тех или иных понятий, приспособленные для целей гадания, или же отдельные буквы, названия которых могут быть истолкованы символически? Ответа на этот вопрос письменные источники не дают, не сохранилось и ни одного предмета той поры с нанесенными знаками.

Лишь на рубеже III — IV веков новой эры появляются первые достоверные свидетельства того, что германцы создали свою собственную письменность. Эти свидетельства — памятники письма, разбросанные на огромных расстояниях по всей Центральной и Северной Европе,— как будто одновременно возникают в десятках мест, разделенных тысячами километров. Две древнейшие надписи на наконечниках копий найдены в Южной Норвегии и под Ковелем в Западной Украине. В разных концах Европы обнаружены украшения, предметы вооружения, металлические и костяные пластины с начертанными на них знаками, складывающимися в слова и предложения.

Древнейший, или, как его чаще называют, старший, германский алфавит состоял из 24 знаков — рун, образованных пересечением двух-трех черт. Угловатая, без округлостей форма знаков, видимо, определялась материалом, который использовался для письма. Ни папирус, ни пергамен, столь широко применявшиеся в античном мире, не были известны германцам. Упоминание Тацита о деревянных палочках и дощечках, на которые наносились знаки, хорошо согласуется с основными особенностями графики древнегерманского письма: ведь только волокнистая фактура дерева могла вынудить создателей письма полностью отказаться от горизонтальных черт и закруглений.

Каждая из рун передавала один из звуков. И хотя в графике не различались, например, долгие и краткие гласные, в целом алфавит полноценно отражал звуковую систему языка.

К этому времени, к III—IV векам, надо полагать, германское письмо прошло уже значительный путь развития: определилась и устоялась форма знаков, их число, порядок следования (алфавит), способы начертания и соотношение со звуками речи. Но следов предшествующего развития, отражающих зарождение и становление письменности, мы не знаем, и потому до сих пор остаются нерешенными основные вопросы — вопросы происхождения древнегерманского письма. Когда, где, в среде каких германских племен, на основе какого предшествующего алфавита, наконец, для каких целей возникло руническое письмо — вот круг тех вопросов, которые до сего дня остаются предметом дискуссий.

Наиболее уверенно, пожалуй, можно ответить лишь на один из них: о вероятных графических прототипах рун. Еще в семидесятых годах позапрошлого века, когда научное изучение надписей только начиналось, датский ученый Л. Виммер сопоставил рунический ряд с латинским капитальным письмом II—III веков и установил, что из двадцати четырех знаков рунического алфавита четырнадцать идентичны или сходны по графике и совпадают по фонетическому значению с латинскими буквами, три — тождественны им графически, но имеют другие фонетические значения, и лишь семь не имеют графических соответствий в латинском письме. Вопрос же о том, какое из германских племен могло стать создателем рунической письменности, не рассматривался им специально, поскольку римская культура оказала влияние на многих южных и западных германцев.

Продолжение следует.

Е. Мельникова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *