Фотожурналистика

«Частные» тюрьмы в России

По словам бывшего начальника ЦОС ФСБ Александра Михайлова, в его практике «частные» тюрьмы, подобные той, что была обнаружена под Петербургом, встречались только на Северном Кавказе. В Центральной России он с подобным не сталкивался. 

«На Северном Кавказе такие тюрьмы бывали, в них размещали похищенных людей. Для определённых феодальных государств частные тюрьмы не новость. А вот то, что это в Санкт-Петербурге, — дикость абсолютная. Хотя, конечно, были всякие извращенцы, которые лишали свободы людей, загоняли их в рабство и строили для них какие-то дома», — рассказал собеседник RT.

По мнению Михайлова, подобные тюрьмы обычно содержат либо бандиты, либо люди с отклонениями в психике.

«Надо исходить из того, что, как правило, такие вещи бывают только у людей с психическими аномалиями либо у откровенных злодеев, для которых человеческая жизнь ничего не значит. Это очевидные аномалии. Тем более там ещё и крематорий был», — рассуждает бывший сотрудник силового ведомства.

Михайлов выразил мнение, что полиция обязана провести доскональную проверку по факту обнаружения подземной тюрьмы под Петербургом. В то же время собеседник RT опасается, что с этим могут возникнуть определённые процессуальные трудности.

«Чтобы качественно проводить проверку, надо решить вопрос, кто потерпевший, — пояснил Михайлов. — Вообще все процессуальные действия производятся по заявлению потерпевшего. Сложно будет доказать, что там (в тюрьме. — RT) действительно что-то было. Однако если известны предполагаемые собственники того участка, думаю, надо принять меры. Конечно, это повод для предварительной проверки и дальнейшего возбуждения уголовного дела».

Номинанты в категории «Современные проблемы»

Nicolò Filippo Rosso/World Press Photo 2020

«Исход»: по данным ООН, к октябрю 2019 года около 4,5 миллиона венесуэльцев покинули страну, из них 1,6 миллиона уехали в соседнюю Колумбию (остальные уже оттуда — в другие страны). В 2013 году экономика Венесуэлы рухнула вдвое, добыча и экспорт нефти упали до уровня 1940-х годов, транснациональные корпорации стали уходить из страны, которая все больше погружалась в изоляцию. В январе 2019 года экономический кризис обострился и привел к гиперинфляции и обесцениванию денег; в стране прошли массовые акции протеста против главы государства Николаса Мадуро, в результате чего оппозиционный лидер Хуан Гуайдо объявил себя временным президентом страны. Мадуро объявил случившееся госпереворотом и отказался покидать пост президента до истечения срока полномочий — до 2025 года

Sean Davey for AFP/World Press Photo 2020

Лесные пожары сезона 2019−2020 годов в Австралии стали самыми разрушительными за всю историю наблюдений. Погибли более 30 человек, уничтожено более 3000 домов, и сожжено около 12 миллионов гектаров земли

Steve Winter for National Geographic/World Press Photo 2020

«Тигры по соседству»: в США от 5 до 10 тысяч тигров живут в неволе; количество животных, которые содержатся в качестве домашних, превышает количество особей в дикой природе. Придорожные зверинцы и другие мелкие бизнесы разводят хищников и зарабатывают на этом, разрешая любителям экзотики и острых ощущений ласкать их и фотографироваться с ними. В ряде штатов особи находятся в частном владении и проживают на задних дворах и в городских квартирах. Согласно данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), там проще купить тигра, чем взять собаку из приюта

История профессии

В короткое время с 1839 года, в тех или иных формах фотография проникла в сферу науки, журналистики, искусства. «В процессе развития фотоискусство все дальше отходило от заимствований и подражаний живописи, его произведения приобретали самостоятельность и неповторимость содержания и формы. Утвердились специфические изобразительные средства и приемы, особый образный строй, свойственный только произведениям фотографии. Одновременно формировались принципы художественных решений, основанные на документальной сущности фотографии; во многих жанрах раскрылась ее публицистическая сила» (Дыко Л.П., 1988).

Дальнейшее становление художественной фотографии и ее специфики связано с расширением сети иллюстрированных изданий и средств массовой информации, с развитием одного из важнейших разделов — фоторепортажа, который, ярко демонстрируя особую достоверность и убедительность изображений. Фоторепортаж составил особый раздел фотографии, новую отрасль журналистики — фотожурналистику, создателем фоторепортажа является фотокорреспондент

. Фоторепортаж отражает главные события современного мира, а в моменты значимых событий становится не только летописью истории, но лучшими своими работами выходит на высокий уровень фотоискусства. Репортаж долгие годы составлял центральную линию развития отечественной (советской) фотографии.

Выдающиеся люди данной профессии

В историю фотографии вошло творчество российских (фоторепортеров: Карла, Александра и Виктора Буллов, А. Сапьева, П. Новицкого, Я. Штейнберга, А. Дорна и многих других.

В становлении искусства фоторепортажа значима творческая деятельность французского фотографа Анри Картье-Брессона

(род. в 1908 г.), еще в 30-х годах почувствовавшего силу прямой репортажной съемки и оценившего значение точно уловленного и зафиксированного момента. Этого мастера меньше всего интересует внешний блеск, формальная яркость снимка, хотя работы его всегда точны по композиции, выразительны по рисунку. Он создает проникновенные картины жизни, он углублен во внутренний мир человека.

Доротти Ланг

(1895—1966, США), снимки этого фотокорреспондента — взволнованный рассказ о человеке, на котором отразилась вся тяжесть кризисных явлений мира;Робер Капа (1913—1954) — «сражающийся репортер», с его главной темой протеста против военного психоза, жестоких войн.

Роберт Диамент

– фотокорреспондент на Северном флоте в годы Великой Отечественной войны. Все материалы о жизни и творчестве фотокорреспондента находятся на сайте, посвященном всем участникам боевых действий на Северном флоте в Великой Отечественной войне — https://www.diament.ru/

Павел Маркин — последние 20 лет руководитель факультета фотокорреспондентов имени Ю.А. Гальперина при Санкт-Петербургском Доме журналиста, председатель фотосекции при СПб СЖ и член Президиума Санкт-Петербургской Академии журналистики, победитель Восьмого конкурса журналистского мастерства «Золотое перо» (Гран-при – Журналист года).

Эрих Эйнгорн — известный чешский фотокорреспондент, фотохудожник, автор многочисленных фотоальбомов, трудов по теории и практике фотографии.

Жанры

Новостная фотожурналистика

Ежедневная съёмка текущих событий, не важно — местного или международного масштаба. Материалы, относящиеся к международным событиям, поставляют на мировой рынок такие агентства, как Reuters, AP и AFP, а локальные новости — прерогатива более мелких и специализированных агентств или только начинающих карьеру свободных фотографов.

Репортажная фотожурналистика

Репортаж — это та же работа с новостями, но растянутая во времени: в среднем на неделю. Хороший репортаж — это история, и фотограф должен уметь рассказать эту историю достаточно увлекательно и ярко.

Доступ

Без сочувствия и доверия, вы никогда не получите доступ. Под доступом я подразумеваю убеждение людей позволить вам документировать их жизни, проникнуть в их историю. Лучшие истории появляются не на пресс-конференциях или из заявлений служб информации, они возникают, когда вы выходите на улицу и ищете интересных людей. Просить этих людей разрешить вам следовать за ними, порой месяцами, может быть трудно. Здесь есть несколько моментов, которые следует учесть.

Анализ рисков/выгоды

Во-первых, фотожурналист должен определить, как история субъекта поможет обществу. Во-вторых, следует понять, как данный репортаж повлияет на самих снимаемых людей. Поможет ли достичь чего-то или же, напротив, повредит их репутации и сделает их жизнь тяжелее?

Каждая история имеет собственные уникальные факторы, но фотожурналист должен представить этот баланс между общественным благом и личным ущербом или выгодой тем, кого он хочет фотографировать, так, чтобы им это было понятно. После этого, решение за ними. Однако когда журналист допущен внутрь ситуации, от них же зависит, будут ли они вести себя так, чтобы ему был обеспечен постоянный доступ. По идее, выгнать не должны…ну, по крайней мере, не насовсем.

 «Вон»

Но это, все же, очень хорошая идея – предоставить людям возможность выгнать вас на время. Позвольте мне объяснить, многие фотожурналисты разрешают своим моделям сказать им «вон». Они говорят им, что если им становится некомфортно и если они хотят, чтобы их оставили ненадолго, это нормально.

Важно дать людям возможность на время укрыться от глаз общественности, но обычно одного лишь знания о том, что у них есть власть прогнать вас так, чтобы вы при этом не расстроились, уже достаточно. Зачастую более важно иметь возможность, чем использовать ее

Преданность и сострадание

И наконец, люди должны знать, что журналист предан их истории. Очень помогает в этом то, что вы будете проводить с ними много времени, и это идет рука об руку с доверием и состраданием. Фотография ниже – часть репортажа, который я делал, о матери, которая растила свою маленькую дочку с церебральным параличом. Дочери, Лианне, было около 5 лет, и она немногое могла сделать сама.

Мать должна была ее кормить, купать, носить, поднимать и интерпретировать сигналы ее глаз, чтобы понять, что она пытается объяснить, потому что говорить она не могла. Из-за того, что я провел с этой семьей много времени, ее мама открыла мне доступ ко всему, даже к купанию, чтобы показать ту степень, в которой Лианна полагается на свою маму.

Жанры

Новостная фотожурналистика

См. также: Новостная фотография

Ежедневная съёмка текущих событий, не важно — местного или международного масштаба. Материалы, относящиеся к международным событиям, поставляют на мировой рынок такие агентства, как Reuters, и AFP, а локальные новости — прерогатива более мелких и специализированных агентств или только начинающих карьеру свободных фотографов

Репортажная фотожурналистика

Репортаж — это та же работа с новостями, но растянутая во времени: в среднем на неделю. Хороший репортаж — это история, и фотограф должен уметь рассказать эту историю достаточно увлекательно и ярко.

Вытеснение профессионалов с рынка

К концу первой декады XXI века традиционную фотожурналистику активно стала теснить так называемая «Гражданская журналистика», появившаяся в странах Европы и США. Люди различных профессий, как правило не имеющие материальных проблем и не стеснённые в отличие от профессионалов СМИ никакими обязательствами перед своими редакциями, занимаются журналистикой, в том числе и фотожурналистикой в качестве хобби, закачивая фотографии в Интернет бесплатно, либо насыщая стоковые фотобанки своими снимками, цена на которые составляет 1 или 2 доллара США, которые охотно приобретают по такой цене традиционные СМИ.

Показательный пример произошёл в Тегеране летом 2009 года: тысячи людей вышли на улицы в знак протеста против результатов президентских выборов в Иране. Ни одному из профессиональных фоторепортёров местные власти не разрешили вести съёмки, журналисты мировых фотоагентств не имели возможности выйти за порог своих отелей. Однако вскоре интернет был переполнен сотнями фотографий, которые сняли на свои «мыльницы» и сотовые телефоны сами участники событий — иранцы.

Неэтичные действия

Большинство фотожурналистов считают откровенные кадры сценической постановки неэтичными. В истории фотожурналистики есть примеры, когда фотографы намеренно обманывали свою аудиторию.

Майк Медоуз, ветеран-фотограф газеты Los Angeles Times , снимал крупный лесной пожар, охвативший южную Калифорнию 27 октября 1993 года. Его фотография пожарного округа Лос-Анджелес , Майк Алвес, охлаждающийся водой в бассейне в Альтадене, показала оба снимка. Times и по всей стране. Перед тем, как представить фотографию на Пулитцеровскую премию , редактор заданий Медоуза Фред Свитс связался с пожарным, который, как сообщается, сказал, что Медоуз попросил его пойти в бассейн и плеснуть ему на голову водой. Медоуз отверг обвинение, заявив: «Возможно, я был виновен в том, что сказал, что это будет хороший снимок, но, насколько я помню, я прямо не просил его сделать это … Я делал последние новости. в течение многих лет, и я никогда в жизни не создавал картину «. Мидоуз был приостановлен без оплаты на неделю, и картина была снята с любых призовых конкурсов — Times назвала это «выдумкой», а директор по фотографии Ларри Армстронг сказал, что «манипулируя ситуацией, вы манипулируете новостями».

Эдвард Китинг, лауреат Пулитцеровской премии от The New York Times , сфотографировал маленького мальчика, указывающего на игрушечный пистолет у ближневосточного продуктового магазина, недалеко от города, где ФБР совершило набег на предполагаемую ячейку Аль-Каиды . Другие фотографы на месте происшествия утверждали, что Китинг показал рукой, чтобы показать мальчику, в какую сторону смотреть, и прицелился из пистолета. После того, как Columbia Journalism Review сообщила об инциденте, Китинг был вынужден покинуть газету.

Примечания

  1. Jarle Aasland. Nikon QV-1000C: The history of Nikon’s first electronic camera (англ.).History . NikonWeb (February 1987). Дата обращения 4 февраля 2014.
  2. Открытое письмо директора Интерфото
  3. Russian Photojournalism Today by Lucian Perkins — The Digital Journalist
  4. Приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации от 21 января 2008 г. N 14 г. Москва О внесении изменений в Правила посещения Московского Кремля, утверждённые приказом ФС …
  5. Грани. Ру // Политика / Россия / Акции протеста / Профессиональные фотографы провели флэшмоб на Красной площади
  6. Они заставили себя уважать :: Частный Корреспондент
  7. COURRIER: Статья 4 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 сентября 2009. Архивировано 5 сентября 2008 года.
  8. Лекции по фотожурналистике
  9. Защищает ли фотографа авторское право? — Парламентская газета «Тюменские известия»
  10. Суд отклонил иск новосибирского фотографа — НГС.НОВОСТИ
  11. Visa founder lambasts agencies — British Journal of Photography (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 июля 2009. Архивировано 3 июля 2009 года.
  12. La culture au secours du photojournalisme | Humanite
  13. Italian Photo Agency Grazia Neri Plans to Shut Down (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 сентября 2009. Архивировано 24 сентября 2009 года.
  14. The Search Engine that Does at InfoWeb.net (недоступная ссылка)
  15. Закрылось французское фотоагентство Œil Public (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 февраля 2010. Архивировано 30 сентября 2020 года.
  16. Lenta.Ru: Пресс-конференции: Тури Мунте
  17. 12 Le Figaro — Le Figaro Magazine : Le photojournalisme dans la tourmente(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 октября 2009. Архивировано 12 октября 2009 года.
  18. PhotoIsland :: История фотографии :: Александр Земляниченко

Производство

Журналистские соглашения различаются в зависимости от страны. В Соединенных Штатах журналистика создается медиа-организациями или отдельными лицами. Блогеров часто считают журналистами. Федеральная комиссия по торговле требует , чтобы блоггеры , которые пишут о продуктах , полученных в качестве рекламных подарков раскрыть , что они получили продукты бесплатно. Это предназначено для устранения конфликта интересов и защиты потребителей.

В США многие авторитетные новостные организации являются зарегистрированными организациями ; иметь редакционную коллегию, а также отдельные редакционный и рекламный отделы. Многие авторитетные новостные организации или их сотрудники часто принадлежат и соблюдают этические нормы профессиональных организаций, таких как Американское общество редакторов новостей , Общество профессиональных журналистов , Investigative Reporters & Editors, Inc. или Ассоциация онлайн-новостей . Многие новостные организации также имеют свои собственные этические кодексы, которыми руководствуются профессиональные журналистские публикации. Например, кодекс стандартов и этики New York Times считается особенно строгим.

При составлении новостей, независимо от средства массовой информации, журналистов беспокоят справедливость и предвзятость. Некоторые рассказы представляют собственное мнение автора; другие более нейтральны или придерживаются сбалансированной точки зрения. В традиционной печатной газете и ее онлайн-версии информация организована по разделам. Это проясняет различие между содержанием, основанным на фактах и ​​мнениях. В других средствах массовой информации многие из этих различий не работают

Читатели должны уделять особое внимание заголовкам и другим элементам дизайна, чтобы убедиться, что они понимают намерения журналиста. Мнения, как правило, пишутся обычными обозревателями или публикуются в разделе под названием «Мнения», тогда как тематические статьи , последние новости и важные новости обычно стараются удалить мнение из текста.

По словам Роберта Макчесни , здоровая журналистика в демократической стране должна отражать мнение людей, находящихся у власти и желающих быть у власти, должна включать широкий спектр мнений и учитывать информационные потребности всех людей.

Многие дебаты вращаются вокруг вопроса о том, «должны ли журналисты быть« объективными »и« нейтральными »; Аргументы включают тот факт, что журналисты публикуют новости вне и как часть определенного социального контекста, и что они руководствуются профессиональными этическими кодексами и делают все возможное, чтобы представлять все законные точки зрения. Кроме того, способность передать сложное и плавное повествование субъекта с достаточной точностью иногда затруднено из-за времени, которое можно провести с субъектами, возможностей или ограничений среды, используемой для рассказа истории, и развивающейся природы личности людей.

Фотожурналисты. Топ-10. Роберт Капа (Robert Capa)

Роберт Капа (Robert Capa) – венгерский фотограф, который еще при жизни был назван «Величайшим военным фотографом». Летописец Второй мировой войны, Капа работал на передовой, вместе с солдатами, смотря в объектив своего фотоаппарата, как его военные товарищи – в прицел орудия. Был смелым и отчаянным, всегда был на передовой. Является одним из основателей фотографического агентства Magnum Photos. Фотографировать начал с восемнадцати лет. Работал в фотолабораториях, сумел сфотографировать Троцкого. После прихода Гитлера к власти убегает в Париж и становиться новым человеком, новым американским фотографом Робертом Капай. Потеряв свою невесту, тоже фотографа, Капа отправляется в Китай, много путешествует, стремясь всегда «попасть на войну», где и погиб, наступив на мину.

Работа в фотожурналистике

Штатный фотограф – это тот, кто работает на конкретное издание, съемки для данного издания составляют его полный или неполный рабочий день. Внештатный фотограф, или фрилансер, снимает для множества изданий. Некоторое количество различных организаций может обратиться к услугам фрилансера для выполнения конкретного задания или на ограниченный период времени. У фрилансеров обычно есть список клиентов, на которых они работают.

Третьим наиболее распространенным работодателем для фотожурналистов являются информационно-новостные агентства типа «Ассошиэйтед пресс» (англ. Associated Press) или «Рейтер» (англ. Reuters). Газеты и иные новостные СМИ получают информацию от данных агентств по подписке. Они обеспечивают освещение новостей для подобных СМИ, поскольку те зачастую не могут позволить себе посылать собственных репортеров в отдаленные регионы.

Фотография ниже – типичное задание. Мой редактор сказал, что в местной школе есть прекрасный учитель, который интегрировал принципы «формирования характера», такие как честность, мудрость, доброта и честь, в свои занятия в гимнастическом зале, и я должен был сделать изображение, подходящее для этой истории.

Детство и юность

Дмитрий Марков родился 23 апреля 1982 года в рабочем поселке рядом с подмосковным Пушкино в семье отца — слесаря-алкоголика. Мать-швея терпела, объясняя, что уйти некуда. С дедом по материнской линии дела обстояли еще хуже — пытался похитить дочь, порезал жену и повесился.

Сбегая от мрачной жизни в семье, Дмитрий и друзья проводили дни возле заброшенной фабрики, нюхая клей, плавя свинец, бегая по крышам, собирая бутылки, моя машины.

Дмитрий Марков и Юрий Дудь

Чтобы избежать воинской службы, после 9-го класса юноша поступил в машиностроительный техникум, откуда был отчислен на 3-м курсе. Тогда Дмитрий купил аттестат и подал документы в институт. На занятия не ходил, но всерьез увлекся журналистикой. С третьего курса, после поимки на употреблении наркотиков, юноша ушел сам.

После этого Марков снял с другом квартиру и устроился в видеопрокат, по ночам устраивая «дискотеки». При этом Дмитрию удавалось сохранить приемлемый социальный облик и найти работу журналиста в издательстве «Аргументы и Факты». С большим трудом Дмитрий выкарабкивался из наркозависимости, перебравшись в Москву.

Великие

Фотожурналистика никогда не была профессией для искателей славы. Но если говорить о славе внутри индустрии, то тут существуют сотни потрясающих фотографов. Я собираюсь сфокусироваться на трех моих любимых. Я выбрал их, потому что они охватывают большую часть истории фотожурналистики.

Прежде чем я продолжу, позвольте мне сказать, что я американец, так что я лучше знаком с американскими фотографами. Были и другие великие фотожурналисты, не указанные здесь, такие как Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) из Франции, Роберт Капа (Robert Capa), работавший по всей Европе, Шисеи Кувабара (Shisei Kuwabara) в Японии и Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) из Бразилии. Трое выбранных мною фотографов – мужчины. Но в данной профессии есть также множество выдающихся женщин, таких как Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz), Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White) и Сьюзан Мейселас (Susan Meiselas).

Уильям Юджин Смит

Уильям Юджин Смит (W. Eugene Smith) родился в 1918 и умер в 1978. Специализацией Смита были фото истории, во времена, когда журналы типа «Life» наполняли свои страницы документальными работами. Он освещал события Второй мировой войны в Тихом Океане, но известен стал благодаря более поздним своим работам. Моя любимая серия Смита называется «Сельский врач», она была опубликована в 1948. Ее часто называют первым современным «фоторепортажем».

Эдди Адамс

Эдди Адамс (Eddie Adams) родился в 1933 и умер в 2004. Он освещал 13 войн. Он наиболее известен своей фотографией генерала Нгуена Нгок Лоана, казнящего пленника-вьетконговца в Сайгоне. Его чувство времени, или удача, привели к тому, что ему удалось сделать кадр, показывающий точный момент, когда пуля входит в голову пленника. За это он получил Пулитцеровскую премию. Эдди Адамс также открыл мастерскую фотожурналистики. Места в его мастерской, пожалуй, наиболее востребованы студентами в США, и стандарты для приема в нее очень высоки.

Джеймс Нахтвей

Джеймс Нахтвей (James Nachtwey) родился в 1948, и по-прежнему снимает. В 2007 году он получил премию TED, которая гарантирует победителю $100,000 и возможность загадать «желание, которое изменит мир». Он, прежде всего, был военным фотографом, и документальный фильм, снятый про него, так и называется – «Военный фотограф» (англ. «War Photographer»). В фильме к его фотоаппарату прикреплена маленькая видео камера, что позволяет вам видеть действие глазами Джеймса Нахтвея. Некоторые из моих любимых работ Нахтвея – это его фотографии людей, страдающих от СПИДа в Африке, и его нынешняя премия TED направлена на борьбу лекарственно-устойчивым туберкулезом.

Экстренные новости

Экстренные новости, в каком-то смысле, противоположны общим. Они представляют собой незапланированные события, как, например, автокатастрофа или пожар. Во время выполнения данных заданий, самое главное – это информация. Вам нужна информация, чтобы обезопасить себя и сделать кадр, который наилучшим образом расскажет историю.  

Вам нужны репортажные навыки, чтобы получить информацию о том, кто вовлечен в ситуацию и что действительно случилось. В таких ситуациях часто требуется иметь опыт общения с правоохранительными органами и аварийно-спасательными службами. Вы можете увидеть данный вид фотографии дальше в этом уроке.

Советское фото

455 архивных номеров журнала «Советское фото» с 1926 по 1995 годы.

«Советское фото» — советский, затем российский ежемесячный иллюстрированный журнал Союза журналистов СССР. Был основан в 1926 году советским журналистом Михаилом Кольцовым при помощи бывших журнальных работников, редакторов журнала Фотографические Новости, издаваемого в период с 1906 по 1916 годы в Петербурге, учёных и профессоров Ермилова Николая Евграфовича и Срезневского Вячеслава Измайловича.

Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фото- и киноискусства. На его страницах публиковались работы советских и иностранных фотохудожников, а также статьи по теории, практике и истории фотографии. В 1976 году тираж журнала достигал 240 тысяч экземпляров. В том же году был награждён орденом «Знак Почёта».

С 1992 года стал называться «Фотография». В последние годы своего существования был существенно сокращён тираж и штат редакции. Прекратил печататься в середине 1997 года.

Фотография в условиях пропаганды и войны

М. Альперт. Комбат

Как только фотография пришла в издания, она превратилась в инструмент пропаганды. Снимки «режиссировали» под нужды правительства, снимки ретушировали для эстетики, снимки превращали из документа в картину.

Так поступил репортёр ТАСС Евгений Халдей с кадром «Знамя Победы над рейхстагом». Уже после сталинизма он рассказал, что вместе с другом сшил три флага, прилетел в Берлин, встретил в здании солдат и поднялся на крышу. Потом он заметил вторые часы у одного из героев — их пришлось замазать, чтобы не обвинили в мародёрстве.

«Знамя Победы над рейхстагом»

А вот Дмитрий Бальтерманц при ретуши фотографии «Горе» руководствовался не желанием партии, а эстетикой. Он добавил новое небо, контрастное и облачное, чтобы усилить драматизм:

«Горе» Дмитрия Бальтерманца

Советские репортёры — в отличие от западных коллег — стремились не к событийной, а публицистичной съёмке. Соцреализм и образ сильного гражданина толкали их к определенным композициям и решениям. Такого стиля придерживался А. Шайхет, особенно это видно по снимку «Форсирование Днепра»:

«Форсирование Днепра»

Но решали не только фотографы. При Иосифе Сталине эпохальные снимки буквально перерабатывались, чтобы донести правильную точку зрения. Человека расстреливали — человек исчезал из истории даже на кадрах.

В оригинале: Антипов, Сталин, Киров, Шверник и Комаров в 1926 году. Затем из кадра «исчезает» Комарова (расстрелян). В 1940 году снимок публикуют в издании «История СССР» с вырезанным Антиповым (тоже расстрелян). В 1949 фотографию аккуратно ретушируют, убрав и Шверника. На основе этой же фотографии Исаак Бродский написал портрет, в котором изобразил одного лишь Сталина.

Фотограф Сергей Максимишин считает, что подход к военным снимкам стал другим. Если большую часть двадцатого века репортёрами выступали офицеры, то теперь сотрудникам СМИ даже необязательно носить оружие. Обновилась и этика: солдаты разыгрывают сценку — работник издания пишет, что герои кадра позируют.

Войны и конфликты задали ещё один важный вопрос: «Как репортёр должен относиться к людям?» в 1971 году Хорст Фаас получил Пулитцеровскую премию за кадр, на котором бенгладешские партизаны забивали пленных штыками. Другой фотограф не снимал — посчитал, что так нельзя.

Кадр: Horst Faas, Michel Laurent / AP / Scanpix

Если руководствоваться утилитарной этикой, то нет ничего плохого, чтобы оставаться в стороне и просто снимать. Кадр способен повлиять на исход войны сильнее, чем помощь одному человеку. Но эти вопросы остаются дискуссионными до сих пор.

Интересно, как развернулся спор вокруг снимка «В горькие дни отступления» фотографа Якова Халипа. На кадре — босые советские граждане, уходящие от наступающей войны. Фотографию опубликовали только после победы, потому что в те годы запрещали рассказывать о нищете, запрещали рассказывать о слабости, даже вынужденной. Похожие сюжеты репортёры обычно сопровождали фразой «Мы вернёмся!»

Днепропетровщина. 1941 год

Констанин Симонов считал, что нельзя наставлять камеру в такой ситуации. Уже потом писатель признался, что и он, и Халип по-своему правы. Только так возможно запечатлеть горе, но это не отменяет некую безнравственность, некий стыд, потому что героям не объяснишь, зачем это нужно.

Ещё больше вопросов — к кадрам, где есть кровь, насилие и обнаженные тела. Снимок с голой вьетнамской девочкой, которую задел напалм, первоначально не хотели публиковать, но художественная и социальная ценность превысили нормы табу

Я вернусь к этой фотографии позже, но важно зафиксировать этот момент — то, как редакторы идут на уступки

Георгий Коновалов, Михаил Трахман. Невский проспект в 1942 году

Цензура не помогает рассказать о войне, не помогает остановить войну. Боязливые попытки скрыть правду в итоге искажают представление о трагедии. Голод, страдания и смерти в блокадном Ленинграде оставались в каком-то роде тайной, потому что издания концентрировались скорее на военных операциях. Нужно писать и говорить об этом, чтобы людям стало сложнее убивать людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector