Линейная перспектива в фотографии

Геометрия в фотографии

Геометрия в фотографии – это простые формы, такие как квадрат, треугольник, круг, прямые и кривые линии. Геометрию проще всего найти в архитектуре, однако ее много и в естественной природе: горы и скалы, линии прибоя и горизонта, листья и камни, солнце и луна.

Например, у квадрата очень активные зоны – это углы, а у круга или овала – это центр

Не случайно, с давних времен сложилась традиция портретов в овале, чтобы углы не отвлекали внимание от главного – изображения лица. . Вообще выделяют три базовых фигуры

Это прямоугольник, треугольник и круг. Всё остальное – овал, квадрат, трапеция, ромб – всего лишь их вариации. Все они отличаются как графически, так и эмоционально

Вообще выделяют три базовых фигуры. Это прямоугольник, треугольник и круг. Всё остальное – овал, квадрат, трапеция, ромб – всего лишь их вариации. Все они отличаются как графически, так и эмоционально.

Квадрат – это самая простая, устойчивая, законченная форма, вызывающая утверждающие образы. Он ассоциируется с такими понятиями, как порядок, стабильность, надежность, прочность. В то же время, квадрат воспринимается несколько приземленно и тяжеловесно.

686504f616227c76e4f24f7ac9b7e16e.jpg

Прямоугольник, расположенный большей стороной по горизонтали вызывает ощущение стабильности, покоя, основательности. Прямоугольник, расположенный большей стороной вдоль вертикали, создает ощущение легкости, воздушности.

45548.jpg

Треугольник – самая динамичная форма, которая ассоциируется с движением, развитием, скоростью. В положении вершиной вверх треугольник (особенно равнобедренный) вызывает образы устойчивости, стабильности, спокойствия. В положении вершиной вниз треугольник (особенно неравнобедренный) создает динамичную композицию. 

16893945107_a6344138cf_b.jpg

Круг выражает идею природы, земли, мироздания. Данная форма направляет взгляд внутрь кадра. Круги – самые приятные глазу фигуры, которые можно смело использовать в кадре

Они сразу приковывают внимание зрителя и, благодаря своей идеальной симметричности, привносят в изображение гармонию. Поскольку у круга нет углов, он прекрасно контрастирует с прямоугольным форматом кадра

0859807541136c26f74d351ed9cf3636.jpg

Функции геометрических форм:

Направление взгляда. Эту функцию выполняют реальные или воображаемые линии, которые берут начало у края кадра и идут в его глубину, чаще всего к смысловому центру снимка. Построенные по этому принципу снимки легко прочитываются, их содержание почти мгновенно доходит до сознания зрителя, а это одно из главных условий хорошей композиции.

Разделение пространства. Разделители пространства делят снимок на отдельные зоны, несущие свою смысловую нагрузку, но работающие вместе для создания единой композиции. Простейший разделитель – линия горизонта, отделяющая небо от поверхности моря. Очень хорошо смотрятся в качестве разделителя пространства треугольники, диагонали и незамкнутые линии.

Обрамление изображения. В качестве обрамляющих элементов отлично работают дверные проемы, арки, окна, деревья, которые притягивают взгляд зрителя и фокусируют его на основном объекте

Важно чтобы обрамление присутствовало, как минимум, с двух сторон снимка и было выполнено в спокойной тональности, желательно более темной, чем главный объект снимка.

Пробуйте, экспериментируйте и не забывайте, что в одном снимке вы можете использовать сразу несколько геометрических фигур для построения композиции.

1a0415aa9749da7986268b4022c50870.jpg

ae4737afd988385727741e813828d8ad.jpgcdd03bbd-ecb9-4a22-bd9e-cfc335abeebe-Horseshoe_Bend_1.jpg

30d7d008b9c523e9c8e9d785a21e91f2.jpg

08e29fa8c29bbede93bc4c47ba503e30.jpg

3efa7c474249f02b7a6c11fbe9e32ecd.jpg

26452f401376ff9627b61ff972678eec.jpg

2d7f888da091ea5624ea467a4889992d.jpg

a12f2cdc7f3bb677e9dd0916716d2b72.jpg

63ecb0b9c70d68d80ee54df47e503d58.jpg66b44ba227c591ef8b5c138d391bdecb.jpg

d5259714a04f8e88a81c915cb7be6272.jpg

Виды перспективы

До того как воздушная и прямая линейная перспектива в рисунке стала нормой, картины, которые были в основном иконами, писались по стандартным правилам с огромным количеством условностей в изображении. Очень часто использовалась обратная перспектива, что делало изображения искаженными и «плоскими».

После оформления основных правил для линейной и воздушной перспективы в искусстве появилась потребность в более сложных и комплексных изображениях, где требовалось изменение объекта в соответствии с другими условиями. Так, понятие перспективы получило более сложное определение, которое уже непросто было разделять на линейную и воздушную.

В современном искусстве разделяют несколько видов перспективы – одни из них относятся к изменению формы изображаемого объекта, другие – к искажению цветовой палитры.

Правило второе

Построение линейной перспективы производится с помощью исключительно прямых линий. При этом не только параллельные прямые сходятся в определенной точке на линии горизонта, но и все линии, имеющие горизонтальное направление. Если провести прямые сквозь все основные объекты рисунка, направив их горизонтально вдаль, то все они соединяются в одной точке.

Для второго правила линейной перспективы особое значение имеет линия горизонта. Правильно строить ее на уровне глаз художника, если это рисунок с натуры, или на уровне глаз «смотрящего» — вымышленного персонажа, чьими глазами наблюдается происходящее. Набросок моря, сделанный лежа на песке, и вид города с высоты птичьего полета — пейзаж в перспективе. Рисунок, однако, выполняется с кардинально разных точек зрения, и потому отличается уровень линии горизонта и, соответственно, построение перспективы.

3. Линейная перспектива

Эта техника, как и предполагает название, состоит в использовании линий в изображении для создания ощущения глубины. Лучший способ применить ее – найти две сходящиеся вдали линии, например, железнодорожные пути (хотя я бы не рекомендовал проводить много времени на путях), и сфотографировать эти линии.

Они будут выглядеть так, будто они постепенно приближаются друг к другу в кадре, как будто дистанция между ними становится меньше, что не только добавит ощущение глубины, но также будет вести взгляд по изображению. Чтобы максимизировать этот эффект, попробуйте сделать кадр с низкой точки, чтобы казалось, будто вначале линии находятся очень далеко друг от друга, а потом сходятся в исчезающую точку. В таком случае вы действительно получите максимальный эффект сходящихся линий.

Линейная перспектива в рисунке

В рисунке существует понятие фронтальной линейной перспективы, к которой относятся прямая и обратная, а также угловой перспективы, которая строится с помощью прямых линий, но по другим правилам. Обратная перспектива очень редко используется в рисунке и живописи, поэтому ее правила изучаются лишь при глубоком знакомстве с предметом.

При построении прямой линейной перспективы действуют два основных правила:

  1. При удалении от точки зрения предметы уменьшаются в размере. Из этого правила следует, что объект, расположенный на переднем плане рисунка, будет значительно больше, чем такой же объект, изображенный на дальнем плане.
  2. Параллельные линии, удаляющиеся от глаз наблюдателя вдаль, соединяются в «точке пересечения», которая расположена на линии горизонта.

Кроп-фактор

В настоящее время любительские зеркальные камеры оснащаются матрицей меньшей, чем классический пленочный 35мм кадр. Это так называемые «кропнутые» зеркалки.

Кроп-фактор – это коэффициент, показывающий во сколько раз матрица камеры меньше стандартного 35мм пленочного кадра.

Кадр, получаемый такой матрицей, вырезается из центральной части изображения, получаемого объективом, тем самым, уменьшая его угол зрения.

На рисунке показано, на сколько сужается угол зрения объектива при использовании кропнутой матрицы (синий прямоугольник), по сравнению с полнокадровой матрицей (черный прямоугольник).

Чтобы соотнести углы зрения объективов на полнокадровой и кропнутой матрицах, ввели понятие Эквивалентного Фокусного Расстояния, которое равно фокусному расстоянию, умноженному на Кроп-фактор. Оно показывает, какому фокусному расстоянию соответствует угол зрения объектива на кропнутой матрице.

Эквивалентное Фокусное Расстояние 50mm объектива на камере с кроп-фактором 1.6 будет равно 50mm x 1.6 = 80mm. Это означает, что его угол зрения будет соответствовать 80mm объективу на полнокадровой камере.

Угол зрения объектива зависит от фокусного расстояния и размера матрицы цифрового фотоаппарата.

5. Слои

Можно использовать меньше от техники и больше от наблюдательности. Когда вы работаете на месте, глубина воспринимается глазом через расстояние, что не является опцией двумерной фотографии, но вы можете использовать слои в сцене, чтобы передать глубину, выделяя то, что один объект ближе к камере, чем другие.

Вы также заметите, что различные слои в кадре будут отличаться оттенками, что опять же усилит ощущение глубины

Это особенно важно в случае с пейзажной фотографией. Вы хотите передать потрясающую красоту сцены перед вами, и при этом сделать так, чтобы она не выглядела плоской и безжизненной

Путем включения в кадр слоев и интересного объекта на передний план, вы сможете запечатлеть сцену правильно и передать ее волшебство!

Правило «золотого сечения»

При компоновке кадра с объектом, смещенным относительно центра, можно руководствоваться правилом»золотого сечения». Суть этого правила состоит в следующем:

Прежде чем сделать снимок, представьте кадр, разделенный на три части по горизонтали и вертикали. В точках пересечения воображаемых линий и следует размещать сюжетно важные детали снимаемой сцены. Конкретное место размещения объектов зависит от типа объекта, его размеров и замысла фотографа.

В данном случае для размещения объекта съемки выбрана верхняя правая точка, чтобы сделать видимой тень и цепочку следов чайки.

Маяк помещен в правой верхней трети кадра, чтобы в поле зрения наблюдателя попали часть местности, освещаемая маяком.

А вот, другой пример полного контроля фотографа над снимаемой сценой. Фигура человека может быть в любом месте кадра. Применение правила «золотого сечения» в данном случае оставляет для человека достаточно места для движения вперед.

При выборе композиции всегда нужно учитывать путь следования движущихся объектов и оставлять им пространство для продолжения движения.

Если не следовать этому совету, то может возникнуть впечатление, что девочка вот-вот выбежит за рамку кадра.

Поместив объект в левую часть кадра, мы воспользовались правилом «золотого сечения» и оставили достаточно пространства для того, чтобы бегущий не успел выбежать за пределы кадра, пока мы его рассматриваем.

Вот еще один пример того, насколько важнее оставить свободное пространство перед объектом, чем позади него.

Правило»золотого сечения» можно использовать для выбора положения линии горизонта на фотографиях. В данном случае лодка и линия горизонта находятся в центре кадра, из-за чего снимок кажется статичным.

Переместим линию горизонта вверх на уровень одной трети кадра по высоте, а лодку сместим влево также на одну треть кадра. Помните о том, что это лишь рекомендации, и если вам не нравится такое размещение объектов, попробуйте альтернативный вариант. У вас есть выбор!

Например, выберите такой вариант композиции. Горизонт находится на линии первой нижней трети кадра. Вообще, линию горизонта можно располагать в любой трети кадра и лишь изредка в центре.

Как и линию горизонта, вертикальные линии следует располагать в стороне от центра. На снимке слева, например, мачта опоры находится в центре, а на правом снимке фотограф нашел более удачную композицию, сместив точку съемки так, что мачта оказалась смещенной вправо.

Воздушная перспектива

Атмосферная или воздушная перспектива распространена в пейзажной фотографии. В тумане или дымке подчеркивается форма объекта. Это добавляет глубину сцене. Самые близкие объекты имеют насыщенный цвет. По мере удаления они становятся всё бледнее.

Рассматривая такую фотографию, создается впечатление, что сцена построена из слоев, которые накладывались друг на друга.

Достаточно просто ощущается глубина на следующих снимках

Сначала взгляд обращает внимание на то, что находится на переднем плане, а потом скользит вдаль в пространстве. Подобные сцены чаще всего состоят из одного цвета, но из-за контраста и не равномерного освещения создается объем

Воздушная перспектива очень популярна в живописи. Всё чаще её применяют и фотографы. погодные условия позволяют по новому взглянуть на знакомые пейзажи.

В случае с воздушной перспективой лучше использовать телеобъективы, чем широкоугольные. Дело в том, что для того, чтобы получить хорошую разность в контрасте переднего и заднего плана, нужно чтобы близкие объекты были максимально резкими. Достичь этого позволяет именно телеобъектив.

Для такой съемки лучше всего подходят пасмурные дни и зимний туман. В летние дни отлично создают глубину низкие облака. Для получения нужного кадра нужно правильно откорректировать экспозамер. Фотоаппарат может посчитать, что сцена ярче, чем в действительности.

Как придать плоской картинке иллюзию трёхмерности?

Наблюдение за окружающим видом. Профессиональный фотограф способен отыскать уникальную историю в самых банальных вещах. Применение нескольких планов. Фотоснимок всегда выглядит интересно, если в нём улавливаются несколько планов. Комбинирование масштабов. Соединяя на фотоснимке предметы неодинаковых размеров, возможно заставить зрителя осуществить визуальный анализ, сравнить отображаемые предметы. Это повышает ценность снимка. Освещение. Перспектива снимка – сочетание многих факторов

Очень важно и освещение. Отличную перспективу создаёт боковой и диагональный свет

Если же источник света располагается спереди от снимающего, объём выделить не выйдет.

В стремлении сделать потрясающий кадр, нужно контролировать, чтобы его не испортили перспективные искажения.

Вы участвуете в этих фотоконкурсах?

Начало: 08-07-2021
Фотографии принимаются до: 30-07-2021
Голосование до: 04-08-2021

Тема: лицо человека

Жанр: портрет

Начало: 26-06-2021
Фотографии принимаются до: 24-07-2021
Голосование до: 28-07-2021

Тема: архитектура

Жанр: архитектурная фотография

Интересные публикации на сайте

Популярные когда-то «мыльницы» уходят в прошлое. Сегодня чаще покупают зеркальные фотоаппараты, которые делают качественные фотографии. Еще недавно «зеркалку» могли себе позво…

Автопортрет – очень популярный жанр фотографии, это фотография самого себя. В те времена, когда фотография только появилась, фотографировать себя было не так просто. Однако развитие техноло…

Новые фотоконкурсы на сайте

Начало: 22-07-2021
Фотографии принимаются до: 18-08-2021
Голосование до: 22-08-2021

Тема: черное и белое

Жанр: черно-белая фотография

Начало: 19-07-2021
Фотографии принимаются до: 12-08-2021
Голосование до: 16-08-2021

Тема: лаконизм

Жанр: фотография, выполненная в стиле минимализма

Примеры использования воздушной перспективы в фотографии

Посмотрите на снимок ниже. На снимке очень хорошо просматривается эффект воздушной перспективы. Наличие четкого, контрастного и насыщенного по цветам переднего плана позволяет подчеркнуть протяженность пространства до холмов на дальнем плане.

На следующем рисунке ниже освещение практически не имеет особого значения. Раннее летнее утро позволило создать поэтичную картину начинающегося дня. На снимке прекрасно передано состояние природы, чувствуется осязаемость воздуха на снимке, ритмы в изображении лошадей на переднем плане подчеркивают весь объем пространства за пределами кадра.

В следующей статье продолжим рассматривать примеры использования воздушной перспективы в фотографии, разберем типичные ошибки фотографов при работе с воздушной перспективой и приведем алгоритмы работы с данным эффектом.

ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ

Он представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тоновый контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета  — это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным – черный.

Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. Композиция, построенная в светло-серых тонах, будет выглядеть легкой, воздушной, умиротворенной.

Колорит композиции, решенной в темно-серых тонах, выглядит мрачноватым, суровым, даже трагичным. Наиболее сильный, динамичный и жесткий контраст – контраст черного и белого. Черный с белым – это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным – идеальный фон для ярких цветовых акцентов.

Под тональным контрастом понимается также намеренное затемнение переднего плана и  высветление, подсвечивание заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива. Тональная перспектива это изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства фотоснимка. Ощущение иллюзии пространства ещё больше усиливается, когда объекты переднего плана переданы в естественном цвете, а те, что на дальнем плане фотографии, переданы в оттенках синего.

При помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки. Основной объект в кадре изображается темным на ярком, хорошо освещенном фоне

Внимание зрителя всегда привлекает объект, освещенность которого заметно отличается от освещенности фона, или остальных объектов в кадре. Причем, как в одну, так и в другую сторону (светлее или темнее)

Силуэт на фотографии получается, если есть достаточно большая разница в освещенности фона и снимаемого объекта. Например, съемка портрета на фоне ярко освещенного окна или против ярких источников света (съемка в контражуре).

В своих фотографиях Карлоса Готея из Пуэрто-Рико очень органично сочетает и интересный фон, и «силуэтно-сюжетную» линию.

Перспектива

Фотография представляет собой два измерения, и наиболее простой способ сделать ее более интересной и реальной — придать ей глубину с помощью перспективы. Перспектива помогает при построении композиции, так как чувство глубины может приблизить нас к реальности и позволяет нам погрузиться в фотографию, застыв около нее.

Перспектива была введена в живопись в XV веке флорентийскими художниками Маззачо и Паоло Уччелло, а затем описана в «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи.

В основном, в большинстве фотографий перспектива появляется, но фотограф должен хорошо узнать ее свойства, чтобы использовать их по максимуму.

Мы различаем два важных вида перспективы в фотографии.

Линейная перспектива

Это перспектива, в которой линии соединяются в одной, двух и трех точках удаления

Чем более преувеличенным будет это соединение, тем бóльшую глубину мы получим и нам удастся  привлечь внимание и интерес. Хотя нужно помнить, что чрезмерность придаст фотографии неестественность

Самый привычный способ контролировать перспективу — использовать подходящие линзы. Широкоугольный объектив нашей фотокамеры, тот, который обладает открытым углом «зрения», создаст более сильный эффект перспективы, чем теле и зум-объективы, при использовании которых перспектива вообще может исчезнуть.

Но не только выбор объектива позволяет нам играть с перспективой. Ракурс тоже помогает в этом. С помощью верхнего и нижнего ракурса можно усилить перспективу в фотографии, а в съемке на уровне объекта и в съемке сверху перспектива вообще может исчезнуть. В завершение нужно сказать, что перспектива появится неизбежно, когда в кадре присутствует больше прямых линий, то есть это скорее возможно в местах, созданных человеком, ведь прямые линии сложно увидеть в природе.

Воздушная перспектива

Это перспектива, которая достигается со сменой тональности и четкости объекта съемки в зависимости от того, насколько далеко он расположен от фотокамеры. Мы часто видим это, например, в пейзажах разнообразных горных цепей, которые чем дальше находятся, тем становятся более темными и менее четкими.

Эта перспектива усиливается при таких особых метеорологических условиях, как туман, который создает глубину в фотографии, в которой расстояния между элементами небольшие.

Пример 1. Линейная перспектива

«Passatge de La Pau», Barcelona (2008)

Пейзаж, снятый в Готическом квартале в Барселоне, на Passatje de la Pau. Темнело, и поэтому уличный свет был уже включен. Видя, что издалека приближается мотоцикл, я запечатлел несколько моментов, из которых в итоге выбрал этот. На фотографии мы можем видеть линейную перспективу, то, как горизонтальные линии фасадов направлены в воображаемую точку, в бесконечность улицы.

Пример 2. Линейная перспектива

«Cap el Teide», Tenerife (2009)

Другой пример. Дорога в природный парк Тейде. Это одна из фотографий моей «канарской коллекции». Присмотритесь, как такой неестественный, созданный Человеком, элемент как дорога, пространство между двумя прямыми параллельными линиями, в итоге создает очень интересный эффект глубины в фотографии благодаря перспективе. Она наводит нас на мысль о долгом пути в Тейде.

Пример 1. Воздушная перспектива

«Or», La Santa (2009)

“Or” — фотография, снятая в Ла Санта (Лансероте) в вечернее время, когда сёрферы используют последние светлые часы уходящего дня, чтобы преодолевать волны. В данном случае, туман, поднимающийся над водой около берега, усиливает воздушную перспективу, которую особенно видно из-за гор: горная цепь теряет четкость, делая фотографию более глубокой.

Пример 2. Воздушная перспектива

«Sagrada Familia», Barcelona (2008)

Эта фотография, сделанная на входе в больницу Сан Пау в Барселоне — пример воздушной перспективы, примененной в городе. Густой туман помогает нам создать глубину, мы можем видеть передний план — контрастирующая пара, на втором плане — здания, улицы и на заднем — Собор Святого семейства в сероватом цвете и совершенно нечеткий, будто речь идет о тени.

Основные виды перспективы в фотографии

  1. Прямая линейная.
  2. Уменьшение.
  3. Воздушная.
  4. Тональная/цветовая.
  5. Обратная тональная.
  6. Искусственная.

Прямая линейная

Возможно, самый распространённый вариант. На фото можно видеть линии, идущие вначале прямо, но направляющиеся к схождению (сходящиеся) в некоей точке.

Например:

  • деревья;
  • заборы;
  • длинная дорога и др.

Такой приём отлично иллюстрирует то, как перспектива способна сделать снимок ритмичным, динамичным.

 

Уменьшение объектов

Чем дальше от фотокамеры объект – тем меньших он габаритов.

Приём уменьшения правильно применять на одинаковых либо сходных по габаритам объектах, размещённых на разном расстоянии от фотокамеры. Зритель почувствует глубину снимка, поскольку знает, что в действительности эти предметы одного размера.

 

Воздушная перспектива

Находит применение при съёмке пейзажей, в живописи. Чем объект дальше, тем более размыты, нечётки его контуры.

Важно, что трансформации обнаруживаются понемногу: от чётких интенсивных цветов предметов на первом плане к более тусклым, совсем исчезающим с удалением от фотокамеры

Тональная

Глубина создаётся за счёт естественной плотности воздуха. Ввиду этого проявляется разница между уровнем светлоты элементов на планах.

В одних случаях дальний предмет воспринимается как более светлый, в других – он темнее окружающего пространства.

 

Обратная тональная перспектива

Иногда способствует созданию весьма оригинальных кадров. При выходе на первый план светлых объектов и отступании тёмных назад, фото обретает совершенно иной смысл.

Искусственная

Далёкая от естественности, сломанная перспектива преимущественно применяется для создания забавных фото.

Суть данного приёма состоит в приравнивании размеров предметов, находящихся на разном расстоянии.

Вы участвуете в этих фотоконкурсах?

Начало: 13-07-2021
Фотографии принимаются до: 06-08-2021
Голосование до: 10-08-2021

Тема: настроение человека

Жанр: портрет

Начало: 06-07-2021
Фотографии принимаются до: 26-07-2021
Голосование до: 30-07-2021

Тема: летние цветы

Жанр: объектная фотография, натюрморт

Интересные публикации на сайте

Интересный и необычный жанр фотографии пин-ап (или фотографии «девушек пин-ап») появился в США в 30-е годы. Именно тогда редактор одного из популярных журналов поместил на обложку фотограф…

В XIX столетии в Викторианскую эпоху в Англии благодаря умениям и навыкам мастеров фотоискусства на снимках голова была отделена от тела. Услуги фотографов, умеющих создавать безголовые портреты, поль…

Новые фотоконкурсы на сайте

Начало: 20-07-2021
Фотографии принимаются до: 22-08-2021
Голосование до: 26-08-2021

Тема: ракушки и камушки

Жанр: предметная фотография

Начало: 17-07-2021
Фотографии принимаются до: 06-08-2021
Голосование до: 10-08-2021

Тема: дети

Жанр: детский портрет, жанровая фотография

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector