Зачем нужно фотографировать архитектуру, и кто в этом преуспел больше всех?

Содержание:

Нужна ли обработка интерьерных фотографий?

Да, безусловно, нужна. Всегда заказывайте фотографии с обработкой, отказывайтесь от нее, только если ваша цель — “показать суровую действительность”.Дело в том, что даже самая современная камера фиксирует изображение не так, как видят наши глаза и “сырые” необработанные снимки зачастую непригодны для рекламных целей. Безусловно, кадры без обработки всегда стоят дешевле, просто потому, что на их производство фотограф тратит меньше времени.

Также не забывайте уточнять у фотографов, что они подразумевают под обработкой. Может случится так, что вам требуется локальная цветокоррекция и детальная ретушь, а фотограф называет обработкой базовую цветокоррекцию. 

Свет и тени

При съемке архитектуры вас также может подстерегать проблема высокого контраста, в результате чего экспозамер камеры может давать сбои

Особенно это важно, если вы хотите захватить детали как в теневых, так и в ярко освещенных областях. Придется чем-то пожертвовать

Выходом в таких случаях является использование съемки с брекетингом по экспозиции с последующим объединением отснятых кадров с помощью программ для создания HDR-изображений. Еще один вариант – использование расширения динамического диапазона в камере, если она имеет такую функцию. В фотоаппаратах Nikon эта функция называется Active D-Lighting. Начните с минимального уровня и постепенно повышайте его, пока не добьетесь нужного результата.

Настройте камеру для съемки архитектурной фотографии

Пользуйтесь таймером

Во избежание дрожания камеры рекомендуется не пользоваться кнопкой спуска затвора, если важна высокая четкость снимка. Для этого можно воспользоваться специальным пультом дистанционного управления или же функцией таймера. Установите фотокамеру на штатив и выставите таймер на 2 секунды. Помните, что большое фокусное расстояние увеличивает дрожание камеры. 

Пользуйтесь спиртовым уровнем

Если в вашей камере нет встроенного уровня, то при съемке со штатива спиртовой уровень может очень пригодиться.  Все неточности, допущенные при съемке, в последствие приходится исправлять в редакторах.

Включите стабилизацию изображения

Стабилизатор изображения компенсирует дрожание камеры. Особенно ценна эта функция при использовании объективов с большим фокусным расстоянием.  Но не стоит пользоваться стабилизатором, если вы установили камеры на штатив, так как иногда он напротив делает снимки менее резкими.

Знайте, когда использовать самые широкие отверстия

Широкие апертуры могут быть полезны при съемке интерьеров, так как у вас обычно меньше света, чем при работе на улице. Тем не менее, в помещении применяются те же правила глубины резкости, что и снаружи, поэтому вам необходимо убедиться, что глубина резкости достаточна для того, чтобы все на разных расстояниях было четким и сфокусированным.

Если ваш объект относительно плоский и удаленный — например, с высоким потолком — вы можете избежать использования более широких отверстий

Если есть детали, приближающиеся к вашему объекту (например, на изображении выше), вам нужно будет обратить более пристальное внимание на то, где вы фокусируетесь и диафрагму, которую вы используете. Подумайте об использовании штатива и небольшой диафрагмы, если это возможно

Оборудование для занятия архитектурной фотографией

Тилт-шифт объективы

Чтобы фотографировать архитектурные сооружения, интерьеры, тилт-шифт объектив необязателен, особенно, если вы владеете приёмами, позволяющими с помощью Photoshop имитировать оптические свойства такого объектива. Однако, последний, действительно, может хорошо послужить вам!

Наравне с другими объективами, тилт-шифт объектив формирует круглое плоское изображение, значительно большее по площади, чем площадь светочувствительного сенсора, установленного в фотоаппарате (см. иллюстрацию выше).

Отличительной особенностью тилт-шифт объектива является возможность смещать его вверх-вниз вдоль плоскости сенсора. Таким образом, вы можете выбирать, какую часть изображения-круга спроецировать на сенсор.

Теперь, чтобы отобразить в кадре строение целиком или большую его часть, вы можете сместить тилт-шифт объектив вместо того, чтобы наклонять его под углом к поверхности земли (и, как следствие, под непрямым углом к вертикалям). Смещая объектив в нужном направлении, вы спроецируете на сенсор верхнюю часть изображения-круга, формируемого объективом. При этом, вертикали строения изобразятся вертикальными линиями, так как сам по себе объектив останется параллельным земле.

Конечно, вы можете с успехом фотографировать архитектуру обычным объективом. Вне зависимости от того, какой вид объектива вы применяете, позаботьтесь о дополнительном оборудовании…

Дистанционный спуск затвора

Можно использовать режим спуска затвора с задержкой во времени (таймер), встроенный в фотоаппарат. Это позволит в начале экспозиции избежать дрожания камеры, снимая с длинными выдержками. Однако, такой способ может быть слегка неудобным.

Пульт дистанционного спуска затвора позволяет открыть затвор фотоаппарата в определённый момент времени, например, когда прохожие «освободят» кадр.

Уровнемер

Уровнемер, который крепится к разъёму «горячий башмак», сто´ит всего несколько сотен рублей, но оказывается незаменимым помощником, когда дело доходит до выравнивания линии горизонта в кадре и плоскости светочувствительно сенсора относительно вертикалей (или, что то же самое, объектива относительно земли).

Уровнемер, позволяющий оценить наклон фотоаппарата сразу в двух плоскостях, будет наиболее полезным. С помощью такой модели можно выровнять углы крена (наклон фотоаппарата влево-вправо) и тангажа (наклон фотоаппарата вперёд-назад). Как следствие, при ровно установленной камере вертикали «останутся» вертикальными на изображении.

Прямоугольный видоискатель

Это дополнительное приспособление делает комфортной съёмку ниже уровня глаз и «снизу-вверх»: объектив направлен вверх, а окуляр встроенного в фотоаппарат видоискателя обращён «в пол».

Прямоугольный видоискатель позволяет строить кадр без необходимости вам приседать на корточки или ложиться на землю.

Прямоугольный видоискатель производства Seagull, одна из моделей изображена на фотографии выше, обойдётся вам примерно в 2000 рублей.

Узнайте больше о работе с прямоугольными видоискателями в нашей статье.

Быстросъёмная штативная площадка

Позволяет аккуратно и быстро присоединить и отсоединить фотоаппарат к (от) штатива. При этом, вы можете не беспокоиться за смещение штатива и возможное изменение предварительно выверенной композиции. Например, когда присоединяете к камере провод пульта дистанционного спуска затвора.

Чем жёстче крепление площадки, тем лучше. Жёсткое крепление, как следствие, отсутствие дрожания во время спуска затвора, подъёма-опускания зеркала фотоаппарата, позволяет получить снимки «звенящей» чёткости.

Инвестирование в оборудование

Если вас действительно вдохновляет архитектурная фотография, то стоит задуматься о покупке шифт-объектива (от англ. shift – сдвиг, tilt – наклон), который обладает функцией наклона и поворота. С помощью этих функций вы можете перемещать оптическую ось объектива, исправлять перспективу, менять форму объекта. Правда, стоимость такого объектива выше тысячи долларов.

Эти широкоугольные объективы действительно справляются с поставленной задачей, однако, многие коррекции фотографии могут быть проделаны в программе Photoshop. Также в качестве альтернативы можно рассмотреть известный всем объектив “рыбий глаз” или “фишай”.

Добавьте архитектуре контекст… или нет

Вопрос, показывать ли окружающее здание пространство, зависит от ситуации и сообщения, которое вы хотите передать. Спросите себя, будет ли окружающая среда добавлять интереса к вашей фотографии или отвлекать. Если пейзаж дополняет ваше здание, то делайте кадр шире, но если окружающие предметы не соответствуют вашей идее, вырежьте их.

Включение некоторых элементов окружающей среды в кадр может добавить вашему объекту контекст. Фотография Роба Овэркеша.

В качестве примера рассмотрим старое здание в центре современного города

Если вы хотите передать это ощущение несоответствия, тогда будет важно показать также другие современные здания поблизости

Но если вы всего лишь хотите подчеркнуть красоту старинной архитектуры, тогда новые здания будут лишь отвлекать внимание

Освещение

Освещение является важной частью архитектурной фотографии. Конечно, ничего нельзя сказать по поводу положения и ориентации здания, а само по себе освещение здания вообще не обсуждается

Так что мы должны работать с тем, что дала природа.

Фронтально-боковое освещение, как правило, дает лучшие снимки. Оно обеспечивает больше яркости и оставляет длинные, интересные тени на фасаде здания, выделяя детали его поверхности и придавая строению трехмерный вид.

С помощью фронтально-бокового освещения вы можете выделить текстуру и детали архитектурного объекта. Фотография Джанни Доменичи.

Освещение сзади – это худший вид освещения для архитектурной фотографии, потому что он отображает поверхности очень обыденно и темно. Лучший способ взаимодействия с освещением сзади, это вырезать из кадра небо и использовать длинную выдержку, чтобы спасти хоть некоторые детали, или фотографировать здание как силуэт. Или вы можете подождать, пока стемнеет…

Как избежать «зернистости»

Ещё один параметр, о котором следует позаботиться для достижения максимального чёткости изображения – чувствительность сенсора. Чем меньше значение чувствительности (ISO), тем меньше цифровой шум проявляется на снимке в виде цветных «песчинок» и «зёрен». Поэтому старайтесь фотографировать с минимальным значением чувствительности, обычно, равным 100 (или 200 для некоторых моделей фотоаппаратов).

Узнайте больше о чувствительности и других параметрах светочувствительного сенсора и их влиянии на качество фотографий в четвёртой части серии «Основы фотографии».

Наконец, выберите выдержку. Чтобы прохожие изображались слегка «размытыми», при этом, оставались узнаваемыми на снимке и не превращались в цветные пятна, попробуйте придерживаться выдержки равной 1/4 секунды.

Обычно, такой выдержки достаточно, чтобы второстепенные по смыслу движущиеся объекты – прохожие – не отвлекали внимание от главного по смыслу объекта, обычно, самого архитектурного сооружения. Другие моменты, на которые мы рекомендуем обратить внимание: предварительный подъём зеркала (чтобы после открытия затвора движущееся зеркало не оказывало влияние на чёткость фотографий) и использование пульта дистанционного спуска затвора

С последним вы сможете точно рассчитывать время начала и конца экспонирования

Это важно, когда прохожие перемещаются постоянно и могут в определённые моменты времени концентрироваться в какой-то зоне кадра. Спуск затвора в нужный момент позволит равномерно и менее заметно «распределить» прохожих по кадру

Другие моменты, на которые мы рекомендуем обратить внимание: предварительный подъём зеркала (чтобы после открытия затвора движущееся зеркало не оказывало влияние на чёткость фотографий) и использование пульта дистанционного спуска затвора. С последним вы сможете точно рассчитывать время начала и конца экспонирования

Это важно, когда прохожие перемещаются постоянно и могут в определённые моменты времени концентрироваться в какой-то зоне кадра. Спуск затвора в нужный момент позволит равномерно и менее заметно «распределить» прохожих по кадру

Добавьте архитектуре контекст… или нет

Вопрос, показывать ли окружающее здание пространство, зависит от ситуации и сообщения, которое вы хотите передать. Спросите себя, будет ли окружающая среда добавлять интереса к вашей фотографии или отвлекать. Если пейзаж дополняет ваше здание, то делайте кадр шире, но если окружающие предметы не соответствуют вашей идее, вырежьте их.

Включение некоторых элементов окружающей среды в кадр может добавить вашему объекту контекст. Фотография
Роба
Овэркеша
.

В качестве примера рассмотрим старое здание в центре современного города

Если вы хотите передать это ощущение несоответствия, тогда будет важно показать также другие современные здания поблизости

Но если вы всего лишь хотите подчеркнуть красоту старинной архитектуры, тогда новые здания будут лишь отвлекать внимание

Выбираем точку съемки архитектурных объектов

При выборе точки съемки следует придерживаться следующих правил:

  • Пробуйте все варианты. Снимайте здание с близкого и далекого расстояния, с разных точек, в нескольких режимах и т.д. Согласитесь, что лучше потратить время на съемку и последующий выбор удачной фотографии из нескольких имеющихся, чем жалеть об упущенных возможностях.
  • Не позволяйте тени или слишком яркому освещению испортить кадр.
  • Не фотографируйте все подряд. Принцип героя популярных анекдотов «что вижу, то пою» здесь неуместен. Внимательно посмотрите вокруг, может быть объект идеального сюжета находится позади вас?
  • Играйте на контрасте: соседство памятника архитектуры со зданием в стиле хай-тек при правильном ракурсе дает сногсшибательный эффект.
  • Оставляйте старым зданиям больше пространства.
  • Используйте погодные условия (туман, снежная пелена, полуденный свет и пр.) по максимуму.
  • Не забывайте про природные рамки: «окно» из ветвей деревьев, иллюминаторы, арки из вьющихся растений и т.п.
  • Промышленные объекты детализируйте, а руины не оставляйте без окружающего контекста.

Внимание! Иногда сделать красивый или уникальный кадр можно только с крыши соседнего дома, или находясь на охраняемой территории. Помните об ответственности за проникновение в частные владения, и о безопасности – всегда спрашивайте у владельцев объекта разрешение пройти к точке съемки и работайте со страховкой

Совет #9. Не бойтесь манипулировать изображением

Цифровая обработка полученных снимков – ценнейшая возможность для интерьерной фотографии. Редко снимок, отражающий дизайн интерьера, получается таким, каким вы ожидаете его увидеть. Такие трудности как ограниченность пространства и сложное, порой неподходящее для фотографии, освещение, никто не отменял.

Во время съёмки оцените «вертикальность» и «горизонтальность» линий и композицию в целом. Не оставляйте эти вещи на потом. Постарайтесь фотографировать так, чтобы изменять исходный материал минимально: контраст, тени и блики, кадрирование… и достаточно.

Рекомендация по теме от Мациека Эзыка (Maciek Jezyk):

«Чаще всего, на этапе обработки я манипулирую одним негативом. Когда же сталкиваюсь со сложными условиями освещения во время съёмки, я собираю итоговое изображения из нескольких разноэкспонированных фотографий. Сборку можно выполнить вручную или с помощью программы, подобной плагину Enfuse для Adobe Lightroom.

В отличие от других способов объединения нескольких снимков в один, например технологии HDR, подобная сборка не изменяет цветопередачу. Чтобы успешно использовать этот приём, вам понадобится определённый опыт: отсмотреть кучу хороших фотографий, чтобы ваш мозг запомнил, как выглядят необработанные качественные снимки интерьеров.»

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.


Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

  • Древнего Египта,
  • Египетских пирамидах,
  • храмах.

Как избежать «зернистости»

Ещё один параметр, о котором следует позаботиться для достижения максимального чёткости изображения – чувствительность сенсора. Чем меньше значение чувствительности (ISO), тем меньше цифровой шум проявляется на снимке в виде цветных «песчинок» и «зёрен». Поэтому старайтесь фотографировать с минимальным значением чувствительности, обычно, равным 100 (или 200 для некоторых моделей фотоаппаратов).

Узнайте больше о чувствительности и других параметрах светочувствительного сенсора и их влиянии на качество фотографий в четвёртой части серии «Основы фотографии».

Наконец, выберите выдержку. Чтобы прохожие изображались слегка «размытыми», при этом, оставались узнаваемыми на снимке и не превращались в цветные пятна, попробуйте придерживаться выдержки равной 1/4 секунды.

Обычно, такой выдержки достаточно, чтобы второстепенные по смыслу движущиеся объекты – прохожие – не отвлекали внимание от главного по смыслу объекта, обычно, самого архитектурного сооружения. Другие моменты, на которые мы рекомендуем обратить внимание: предварительный подъём зеркала (чтобы после открытия затвора движущееся зеркало не оказывало влияние на чёткость фотографий) и использование пульта дистанционного спуска затвора

С последним вы сможете точно рассчитывать время начала и конца экспонирования

Это важно, когда прохожие перемещаются постоянно и могут в определённые моменты времени концентрироваться в какой-то зоне кадра. Спуск затвора в нужный момент позволит равномерно и менее заметно «распределить» прохожих по кадру

Другие моменты, на которые мы рекомендуем обратить внимание: предварительный подъём зеркала (чтобы после открытия затвора движущееся зеркало не оказывало влияние на чёткость фотографий) и использование пульта дистанционного спуска затвора. С последним вы сможете точно рассчитывать время начала и конца экспонирования

Это важно, когда прохожие перемещаются постоянно и могут в определённые моменты времени концентрироваться в какой-то зоне кадра. Спуск затвора в нужный момент позволит равномерно и менее заметно «распределить» прохожих по кадру

Использование широкоугольного объектива

Когда речь заходит про городскую съемку, большинство фотографов думают о широкоугольных объективах. Широкоугольный объектив позволяет фотографу разместить больше объектов в кадре и, как побочный эффект, создать ощущение глубины в сцене. Ведь широкоугольные объективы расширяют пространство и визуально увеличивают расстояние между объектами. В городских условиях сооружения большие, а места мало. Иногда единственный способ получить снимок — это использовать широкоугольный объектив. Помимо простого использования, широкоугольные линзы имеют дополнительное преимущество — эффект отдаления. Изображение с одним предметом может быть скучным. Размещение одного объекта на переднем плане, а другого на заднем плане — эффективный метод, который сделает ваши пейзажные снимки более интересными.

NIKON D810 ФР 14 мм, ISO 64, 1/160, f / 8,0

Используйте окружающий ландшафт… либо нет

Ответ на вопрос, стоит ли включать в снимок ландшафт, окружающий объект, зависит от ситуации и того содержания, которое вы хотите донести до зрителя. Спросите себя, будет ли окружающий ландшафт дополнять или отвлекать от объекта на фотографии. Если пейзаж дополняет здание, сделайте более широкий снимок, а если нет — обрежьте его.

Включив часть ландшафта, вы сможете передать объект съемки в естественном контексте. Автор фотографии Rob Overcash.

На предыдущей фотографии представлено старое здание в центре современного города. Если бы вы захотели передать ощущение противоречивости, то стоило включить в кадр современные здания

Однако если мы хотим сконцентрировать внимание на красоте старой архитектуры, тогда соседние современны здания становятся отвлекающим фактором и их необходимо обрезать

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.


Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.


Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.

Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение в архитектурных шедеврах классического стиля строений 17—19 веков.

Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.

Настройка камеры для занятия архитектурной фотографией

Как и в других видах пейзажей, в съёмке архитектуры вы, чаще всего, стремитесь создать фотографии, на которых близлежащие и удалённые объекты изображены одинаково чётко.

Наиболее подходящим способом достижения максимальной резкости является съёмка с большим значением диафрагмы. Тогда глубина резко изображаемого пространства будет достаточно большой. Однако, вовсе не значит, что нужно фотографировать с наибольшим значением диафрагмы.

Изучите в третьей части серии «Основы фотографии», как влияет значения диафрагмы на чёткость изображаемых объектов, удалённых на разное расстояние от фотоаппарата.

С большими значениями диафрагмы изображение может лишиться максимальной чёткости из-за, так называемого, явления дифракции. Лучи света, проходя сквозь маленькое отверстие, образованное лепестками диафрагмы, слегка отклоняются от первоначального пути распространения. В результате итоговое изображение получается менее чётким, чем в случаях, когда отверстие имеет больший диаметр (при меньших значениях диафрагмы).

Об устройстве диафрагмы, влиянии значения диафрагмы на диаметр отверстия, образованного лепестками диафрагмы, вы можете прочитать в первой части серии «Основы фотографии».

По причине, указанной ранее, профессионалы, занимающиеся съёмкой архитектуры, стараются устанавливать значение диафрагмы в пределах 14-16, а не 22-29.

Сделаем замечание об объекте, на котором следует фокусироваться. Если вы вдруг захотите навести на резкость объект, расположенный в кадре в одном из пересечении мнимых третей, то это вовсе необязательно делать.

Узнайте подробнее о правиле третей: как его использовать и как нарушать.

В съёмке строений лучше всего пользоваться правилом большого пальца: наводить главный по смыслу объект на резкость, затем переключать объектив в режим ручной фокусировки, чтобы зафиксировать фокус.

Как фотографировать природу и городские пейзажи

Следуя из опыта многих профессиональных фотографов, стало известно, что для разных типов достопримечательностей есть свои секреты фотографирования. Расскажем вам самые важные правила о запечатлении природы:

  1. Не делайте снимки в полдень. Такие фотографии получаются «плоскими» и с неправильным падением света.
  2. Лучшее время для красивых фото – утро. Встаньте пораньше, и вы получите качественные фотографии, а в придачу ещё и целый океан приятных впечатлений.
  3. Избегайте типовых экскурсий. Толпа туристов всегда мешает реализации самых изящных задумок. Лучше посещайте такие места самостоятельно.

Однако если вы в новой стране не очень хорошо ориентируетесь и вас привезли на типовую экскурсию, не печальтесь – ещё есть шанс сделать хороший снимок.

Следуйте рекомендациям:

  • отойдите от скопления толпы туристов;
  • постарайтесь найти интересный ракурс съёмки;
  • делайте разноплановые фото (к примеру, можете поместить на первый план веточку растения);
  • попробуйте поймать в кадр животное или птицу – так фото станет более живым.

Главное, подойти к делу с фантазией – и всё получится.

Узоры

Геометрические узоры, направляющие линии, диагонали, сетки – все это очень распространено в городе, поэтому следует использовать их как средства улучшения композиции, чтобы вызвать у зрителя интерес и добавить динамики в кадр. Для этого лучше использовать зум-объектив и кадрировать уже при съемке так, чтобы максимально заполнить кадр. Кроме того, подавляющее большинство зданий включает симметричные элементы, и они могут использоваться для улучшения композиции кадров. Некоторые фотографы признались, что часто поднимают руку вертикально в плоскости носа, и смотрят, чтобы понять, как лучше скомпоновать кадр для распределения симметричных элементов.

Свет и тени

При съемке архитектуры вас также может подстерегать проблема высокого контраста, в результате чего экспозамер камеры может давать сбои

Особенно это важно, если вы хотите захватить детали как в теневых, так и в ярко освещенных областях. Придется чем-то пожертвовать

Выходом в таких случаях является использование съемки с брекетингом по экспозиции с последующим объединением отснятых кадров с помощью программ для создания HDR-изображений. Еще один вариант – использование расширения динамического диапазона в камере, если она имеет такую функцию. В фотоаппаратах Nikon эта функция называется Active D-Lighting. Начните с минимального уровня и постепенно повышайте его, пока не добьетесь нужного результата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector