Самые красивые закаты и рассветы мира

Виды полушарий и различия между ними

Всего существует 4 вида полушарий — Южное и Северное, Западное и Восточное. Коротко описывая Западное и Восточное, нужно отметить, что они отличаются по часовым поясам. То есть, когда в Западном полушарии день, то в Восточном ночь и наоборот. Это происходит из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси. В разное время суток Земля «подставляет» Солнцу разные свои части.

Но нас интересуют Северное и Южное полушария. Они отличаются по временам года. То есть, если в Северном зима, то в Южном лето и наоборот. Весна и осень соответственно тоже поменяны местами. Это происходит благодаря вращению Земли вокруг Солнца и ее неравномерному освещению.

Подготовка к съёмке

Рассмотрим, как можно подготовиться к съёмке в режимное время. Допустим, что сейчас месяц май, и вы захотели сделать снимок московского Кремля в режимное время. Для начала нужно изучить выбранный объект: найти его фотографии в Интернете и/или приехать в центр Москвы в любое удобное время и обойти его со всех сторон, выбрав интересные ракурсы. В случае Кремля один из самых эффектных (и популярных) ракурсов получается при съёмке с Патриаршего моста.

После того, как мы выбрали точку съёмки, открываем программу The Photographer’s Ephemeris и смотрим, годится ли эта точка для съёмки в режимное время. Ищем Патриарший мост на карте и ставим на него маркер. Программа показывает направление на восход/заход солнца и луны:

Как видно, направление на восход солнца примерно совпадает с направлением на Кремль (он находится под надписью «Moscow»), а это значит, что выбранный нами сюжет можно снимать на рассвете. Закат же будет гореть в другой стороне, поэтому приходить на этот мост на закате мы не будем. Теперь смотрим, в какое время восходит солнце. Допустим, сейчас 1 мая. В программе на панели справа показывается время восхода и захода наших светил. В данном случае солнце восходит в 5:46.

Как мы уже знаем, снимок получится наиболее эффектным, если снимать его, когда облака уже подсвечены пробуждающимся солнцем, а подсветка Кремля ещё не выключилась (момент равновесия), это примерно 40 минут до восхода солнца. Понятно, что прийти на точку съёмки нужно немного пораньше, скажем в 4:45. Осталось только дождаться хорошей погоды и найти в себе силы встать в 4 часа утра. Скорее всего, придётся приезжать на выбранное место несколько раз, прежде чем удастся поймать красивый рассвет, но оно того стоит.

Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с — пейзажи природы фото

Вряд ли вы захотите ограничиться одним сюжетом. Имеет смысл составить для себя список сюжетов, которые вы хотели бы снять, и с каждым из них проделать описанную процедуру — определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Этот список может выглядеть следующим образом:

Кремль, вид с Патриаршего моста — час до рассвета, нужны облака (весна, лето)
Кремль, вид с Б.Москворецкого моста — полчаса после захода солнца, нужны облака (середина весны, конец лета, начало осени)
МГУ, отражение в фонтане — полчаса после рассвета, после дождя (начало весны, начало осени)
и т.п.

После составления списка остаётся ждать подходящей погоды. Если вы снимаете на природе, то вам придётся честно ходить на выбранные точки каждый день в надежде поймать свет. А вот в городе ваша задача может быть значительно облегчена, поскольку человечество научилось более-менее точно предсказывать погоду, во всяком случае, на день вперёд. На мой взгляд, самый точный и подробный прогноз погоды даёт сервисIntellicast. Если прогноз говорит, что в режимное время будет 20-80% облаков (столбик «Clouds»), то в этот день есть хорошая вероятность красивого света. А если за пару часов до заката обещают грозу, то идти нужно обязательно, поскольку световое шоу может быть просто грандиозным, главное не забыть взять зонтик.

Пример прогноза погоды на сайте www.intellicast.com

Что такое восход

Восход – временной отрезок, когда верхний край Солнца появляется над горизонтом. В астрономии под термином подразумевается полное прохождение солнечного диска через линию горизонта.

Первые лучи Солнца

Под влиянием атмосферы земной наблюдатель видит восход немного раньше, чем при условии, если бы на планете отсутствовал атмосферный слой. Причем явление начинается раньше, когда наблюдатель перемещается на большую высоту.

С земной поверхности величина солнечного углового диаметра составляет 30 минут дуги (или 0,5°). Этот факт подразумевает, что длительность дня должна немного превышать половину солнечных суток. Но на длительность дня оказывает существенное влияние атмосферная рефракция.

Рефракция (или преломление) – искривление солнечных лучей, проходящих сквозь земную атмосферу. Восходящее солнце визуализируется примерно на 35 минут дуги выше, чем могло бы быть на планете без атмосферы. Поэтому для земного наблюдателя восход наступает раньше реального времени.

В результате рефракционного изменения:

  • в экваториальных широтах день удлиняется примерно на 10 минут;
  • в умеренных широтах – до 30 минут;
  • в полярных областях – до 2 суток.

Съёмка с брекетингом

В случае контрового света ситуация с динамическим диапазоном как правило сложнее. Может получиться так, что при любой выдержке в кадре есть пересветы или недосветы — камера не справляется со слишком большим динамическим диапазоном. В этом случае можно снимать с брекетингом по экспозиции. В качестве примера, приведу исходные кадры показанного выше заката, снятые с выдержкой 1/80, 1/40, 1/20, 1/10 и 1/5 с:

Здесь в верхних кадрах есть недосветы, а в нижних — пересветы. Я совместил эти кадры, наложив их в виде слоёв с масками в Photoshop, так что в итоговой работе (см. выше) нет ни пересветов, ни недосветов. Этот метод называется «тонмаппинг», о нём я подробно расскажу в одной из будущих статей.

Съёмка с брекетингом может быть полезна, даже если вы не умеете делать тонмаппинг. Если вы немного ошиблись при определении выдержки, вы всегда можете быть уверены, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с верной выдержкой. Кроме того, возможно в будущем вы научитесь делать тонмаппинг, и тогда сможете вернуться к снятому ранее закату.

Съёмка с брекетингом

В случае контрового света ситуация с динамическим диапазоном как правило сложнее. Может получиться так, что при любой выдержке в кадре есть пересветы или недосветы — камера не справляется со слишком большим динамическим диапазоном. В этом случае можно снимать с брекетингом по экспозиции. В качестве примера, приведу исходные кадры показанного выше заката, снятые с выдержкой 1/80, 1/40, 1/20, 1/10 и 1/5 с:

Здесь в верхних кадрах есть недосветы, а в нижних — пересветы. Я совместил эти кадры, наложив их в виде слоёв с масками в Photoshop, так что в итоговой работе (см. выше) нет ни пересветов, ни недосветов. Этот метод называется «тонмаппинг», о нём я подробно расскажу в одной из будущих статей.

Съёмка с брекетингом может быть полезна, даже если вы не умеете делать тонмаппинг. Если вы немного ошиблись при определении выдержки, вы всегда можете быть уверены, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с верной выдержкой. Кроме того, возможно в будущем вы научитесь делать тонмаппинг, и тогда сможете вернуться к снятому ранее закату.

Чем выше, тем тоньше кошелек

Для большинства людей принципиально важен вид из окна. Офис-менеджер агентства элитной недвижимости «Город» Елена Шиянова рассказала нам, как эффектный ландшафт влияет на ценообразование квартир.

– Некоторые готовы выложить большие деньги, чтобы с утра пить кофе, любуясь природой, а не мусоркой, – говорит Елена. –Застройщикам это прекрасно известно, поэтому красивая панорама – один из ключевых факторов, влияющих на окончательную стоимость объекта. Сказывается на стоимости квартиры также этаж и расположение окон (во двор или на улицу, на горы, реку и т.д.). Чем выше, тем дороже: 50-100 тысяч может составлять разница между видовыми этажами (как правило, выше 10-го этажа) и квартирами без панорамных остеклений.

По словам Елены, в Краснодаре немало домов и жилых комплексов, построенных в живописных местах. В первую очередь обеспеченных клиентов интересуют ЖК на Кубанской набережной.

– Этот район считается одним из самых престижных в городе. Река, мост поцелуев, парк, горы, которые часто видно в солнечную погоду – этот пейзаж обычно приводит в восторг даже самых капризных и придирчивых. В Юбилейном микрорайоне также есть элитные дома, например, ЖК на Рождественской набережной или новостройки в «Новом городе». Да и в целом ЮМР – дорогой район. Даже убитая однушка здесь будет дороже, чем, к примеру, такая же по площади, но с хорошим ремонтом квартира на Зиповской или на Карякина. Еще пользуется популярностью ЖК «Солнечный остров». Старая Кубань, лес, парк и мутные очертания далеких гор радуют глаз. А рассветы и закаты здесь – произведение искусства.

Северное сияние юга

Северный район города – просто кладезь уникальных видов рассветного и закатного солнца. За самыми красивыми кадрами Иннокентий Котиков частенько охотится именно там. Причем как с помощью летающих, задорно жужжащих помощников, так и на своих двух, с приземленной в буквальном смысле точки зрения.

– Пересечение улиц 40 лет Победы и Героев-разведчиков, Восточно-Кругликовская, Героя Аверкиева, – перечисляет видеограф. – Больше половины фотографий в Инстаграме, которые выкладывают местные паблики, присылают жители этих районов. Днем – человеческие муравейники или, как еще называют эти многоэтажные застройки, человейники, а утром и вечером – холст небесного художника. Рассветы и закаты здесь насыщенные, разноцветные, будто он опрокинул краски на картину неба и в отчаянии залил водой, надеясь получить что-то интересное.

Если брать конкретные адреса, то попробуйте поймать классный кадр на Восточно-Кругликовской, 69. С 11-го этажа на общем балконе открывается вид на частный сектор, а значит, никакие высотки не будут мешать вам наслаждаться движением небесного светила. Жителям ЖК «Московский», окна которого выходят на Российскую, тоже повезло: два раза в сутки в небе транслируют красочное кино.

– Для пешей фотоохоты за рассветами и закатами советую прогуляться по Солнечной к офису «Тандера». Вечером шагайте к Московской, утром – в противоположном направлении. На закате солнце отражается в огромных стеклах домов по левой стороне улицы Солнечной, на рассвете – в панорамных застеклениях на аллее около «Тандера».

Подготовка к съёмке

Рассмотрим, как можно подготовиться к съёмке в режимное время. Допустим, что сейчас месяц май, и вы захотели сделать снимок московского Кремля в режимное время. Для начала нужно изучить выбранный объект: найти его фотографии в Интернете и/или приехать в центр Москвы в любое удобное время и обойти его со всех сторон, выбрав интересные ракурсы. В случае Кремля один из самых эффектных (и популярных) ракурсов получается при съёмке с Патриаршего моста.

После того, как мы выбрали точку съёмки, открываем программу The Photographer’s Ephemeris и смотрим, годится ли эта точка для съёмки в режимное время. Ищем Патриарший мост на карте и ставим на него маркер. Программа показывает направление на восход/заход солнца и луны:


Как видно, направление на восход солнца примерно совпадает с направлением на Кремль (он находится под надписью «Moscow»), а это значит, что выбранный нами сюжет можно снимать на рассвете. Закат же будет гореть в другой стороне, поэтому приходить на этот мост на закате мы не будем. Теперь смотрим, в какое время восходит солнце. Допустим, сейчас 1 мая. В программе на панели справа показывается время восхода и захода наших светил. В данном случае солнце восходит в 5:46.


Как мы уже знаем, снимок получится наиболее эффектным, если снимать его, когда облака уже подсвечены пробуждающимся солнцем, а подсветка Кремля ещё не выключилась (момент равновесия), это примерно 40 минут до восхода солнца. Понятно, что прийти на точку съёмки нужно немного пораньше, скажем в 4:45. Осталось только дождаться хорошей погоды и найти в себе силы встать в 4 часа утра. Скорее всего, придётся приезжать на выбранное место несколько раз, прежде чем удастся поймать красивый рассвет, но оно того стоит.

Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с

Вряд ли вы захотите ограничиться одним сюжетом. Имеет смысл составить для себя список сюжетов, которые вы хотели бы снять, и с каждым из них проделать описанную процедуру — определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Этот список может выглядеть следующим образом:

Кремль, вид с Патриаршего моста — час до рассвета, нужны облака (весна, лето)
Кремль, вид с Б.Москворецкого моста — полчаса после захода солнца, нужны облака (середина весны, конец лета, начало осени)
МГУ, отражение в фонтане — полчаса после рассвета, после дождя (начало весны, начало осени)
и т.п.

После составления списка остаётся ждать подходящей погоды. Если вы снимаете на природе, то вам придётся честно ходить на выбранные точки каждый день в надежде поймать свет. А вот в городе ваша задача может быть значительно облегчена, поскольку человечество научилось более-менее точно предсказывать погоду, во всяком случае, на день вперёд. На мой взгляд, самый точный и подробный прогноз погоды даёт сервис Intellicast. Если прогноз говорит, что в режимное время будет 20-80% облаков (столбик «Clouds»), то в этот день есть хорошая вероятность красивого света. А если за пару часов до заката обещают грозу, то идти нужно обязательно, поскольку световое шоу может быть просто грандиозным, главное не забыть взять зонтик.


Пример прогноза погоды на сайте www.intellicast.com

Краски восхода и заката

Закат и рассвет окрашивают небо в различные цвета. Это оптический эффект, который нравится поэтам и художникам. Они запечатлели явление на многочисленных картинах, в стихах и прозе. Также первые лучи солнца любят фотографы. Невозможно сделать одинаковые снимки заката и рассвета. Даже если они сфотографированы с разницей всего в несколько секунд. Каждый из кадров индивидуален.

На рассвете небо окрашивается преимущественно в нежные тона. Закат сопровождается более яркими и насыщенными красками. Кроме традиционного розового, красного и фиолетового, иногда на небе можно увидеть достаточно редкое явление – закат зеленого цвета. Небосвод выглядит очень оригинально и завораживающе. Некогда французский режиссер Эрик Ромер запечатлел явление в кинокартине «Зеленый луч».

Некогда бытовало мнение, что зеленый луч на небе – это природа прощается с солнцем перед его закатом. Явление объяснялось преломлением лучей в прозрачном морском воздухе. Желтые и оранжевые тона поглощаются молекулами воды и кислорода. Голубые и фиолетовые становятся более слабыми. В результате человек видит только красные и зеленые лучи. Стоит заметить, что на рассвете явление ранее никогда не было зафиксировано.

Правда, впоследствии выяснилось, что редкий зеленый луч – это просто реакция цветного зрения. Его можно наблюдать в любой момент, когда возникло такое желание. Достаточно установить красный светодиод на белом фоне.

Интересно, что яркие краски заката обусловлены прогреванием поверхности земли в течение дня. Благодаря этому уменьшается влажность и увеличивается скорость потока воздуха, который в свою очередь поднимает пыль. В результате расцветка небосклона во время рассвета и захода Солнца существенно разнится в зависимости от региона.

Максимальное окрашивание возникает, когда Солнце опускается за горизонт примерно на 5 градусов. В результате небосклон становится огненно-красным. Явление носит название – лучи «Будды».

Закаты и рассветы в России

Напоследок поделюсь с вами нашими фото красивых закатов и рассветов в России.

1. Москва

Иногда рассвет скрашивает не самый приятный пейзаж любого города

Но бывают в Москве и уголки тишины и спокойствия. Осенний закат

Долгие пруды на закате

Грозовой закат над Кремлем

2. Санкт-Петербург

Закат на Васильевском острове в Санкт-Петербурге

Закат на Финском заливе

3. Великий Новгород

Закат зимой тоже прекрасен, особенно на замершей реке

А это яркий рассвет на Новгородчине

4. Петрозаводск

Это рассвет на Онежском озере в Петрозаводске

5. Мурманская область

Закат на озере Колвица недалеко от Кандалакши

6. Вологда

Гуляем по вечерней набережной реки Вологда в городе Вологда

7. Псков

Закат на реке Великой в Пскове

8. Светлогорск

Закат на Балтийском море. Город Светлогорск

С новыми поездками я буду дополнять эту статью все новыми закатами и рассветами. Если вам интересно, можете подписаться на наш Инстаграм, где все происходит более оперативно. Кстати, моей первой фото в Инстаграме был именно закат – в Москве.

Еще один московский закат

* * *

Ну что, понравились наши фото красивых закатов и рассветов со всего мира? Какие из них вы бы хотели посмотреть лично во время путешествий? А может, вы когда-то уже видели такой потрясающий закат или рассвет, что надолго запомнили?

Что еще стоит знать о путешествиях

  • Лучшие пляжи мира
  • Топ достопримечательности мира
  • Самые интересные маршруты для автопутешествий
  • Самые красивые маленькие города мира
  • Куда поехать на медовый месяц и годовщину свадьбы
  • Как взять машину в аренду в Америке
  • Маршрут по Калифорнии на машине и на общественном транспорте
  • Книги о путешествиях и странах

«Описание заката солнца» сочинение

Закат солнца обладает воистину притягивающим волшебством. Его стремятся увидеть, запечатлеть на картинах, фотоснимках, описать словами. В лучах заката люди объясняются в чувствах, делают предложения или же просто, без слов, сидят в обнимку, склонив головы навстречу друг другу. Как жаль, что многие из нас пренебрегают возможностью присоединиться к созерцанию этого настоящего чуда, выбирая более обыденные занятия.

В то время, когда тяжелый, бархатный зной летнего дня, как океанский отлив, медленно, но бесповоротно убегает прочь, все как будто

замирает. Солнце, устав за день честной и совестной работы, перед этим медленно катившись по небосклону, приближаясь к горизонту, словно все ускоряется. Желтое, слепяще яркое днем, оно меняет свой цвет и оттенок на более мягкий и теплый, который словно невесомая шаль укрывает все вокруг. На краткий миг создается атмосфера уюта и покоя, в которую хочется любить и быть любимым.

Вся природа в закатных лучах чудесным образом преображается. Зеленый цвет растений становится все насыщеннее, контрастнее. Все живое, которое вело активную деятельность днем, готовится к отдыху сну. На все вокруг приятно смотреть, да что там,

все вокруг кажется таким родным и дружелюбным, что готов все обнять, прижать к себе и никогда не отпускать.

Но по-настоящему летний закат вы сможете оценить только возле крупного водоема. Отражаясь от водного зеркала солнышко словно бы создает дорожку, тропинку из света, по которой, казалось бы, можно просто взять и побежать в какой-то другой, сказочный мир. Такой мир, в котором нет места заботам и суете, где люди живут счастливо и радостно, а для вас там есть свое место, на которое никто не претендует.

Краткий миг заката, к сожалению, быстро заканчивается, но так хочется его продлить, растянуть. Поэтому люди, встречая закат, собираются намного заранее и терпеливо ждут, когда же все начнется. В современном мире существует множество альтернатив: проекторы, телевизоры с огромными диагоналями, высококлассные акустические системы, но даже всей электронике мира не заменить настоящего, неподдельного, романтического летнего заката.

Умение не только видеть красивое, но и по достоинству его оценить — дано далеко не каждому, но все люди рождаются и проходят почти одинаковый процесс становления и формирования. Конечно, база для внутреннего роста у всех получается разная, но на определенном этапе жизни человек начинает себя корректировать сам. Так почему не делать это в правильном направлении: наслаждаясь вечным и прекрасным? Найдите минутку своего времени и вы, чтобы полюбоваться летним закатом.

Очаровательные рассветы

Посмотреть рассветы гораздо труднее закатов. Ведь для этого надо очень рано встать и добраться до места, где лучше всего наблюдать рассвет. А еще утром часто бывает холодно!

Более того, приехать надо не ко времени рассвета, указанного для этой местности и этого времени года. А хотя бы на полчаса раньше. Ведь самое красивое происходит за минуты до того, как солнце выскочит из-за горизонта.

Путешествуя по всему миру, мы много раз приезжали на рассвет в самые разные места. И не жалеем о том, что приходилось вставать ни свет ни заря, ехать куда-то по темноте или вообще идти пешком в гору в потемках.

Рассветы на природе

Начну с самых красивых рассветов на природе, которые нам довелось увидеть.

1. Меса-Арка, США

Рассвет над каньонами

Чтобы увидеть восход солнца у Меса-Арки в национальном парке Каньонлендс, нам пришлось встать часа за полтора рассвета и поехать по темной дороге от города Моаб, где мы ночевали, к самому краю большого каньона.

2. Аху Тонгарики, Остров Пасхи

Рассвет на острове Пасхи

Чтобы увидеть красивый рассвет с истуканами острова Пасхи, нам пришлось вставать задолго до его начала. Мы проснулись в полной темноте и поехали их нашего кемпинга на арендованном мотобайке на другой конец острова. Это фото рассвета сделано по дороге к бухте Тонгарики.

3. Долина Смерти, США

Солнце встает из-за пика Телескоп

На Забриски Пойнт в Долине Смерти добираться не так и далеко, если ночевать в кемпинге или лодже в самом парке. Однако в тот раз мы предпочли отель, и нам пришлось очень далеко ехать из Лас-Вегаса.

И хотя солнце встает не так удобно, но бедленды освещаются очень любопытно и преображаются!

Мы встречали рассвет на Забриски Пойнт уже дважды!

Рассветы у храмов

Особенно интересно наблюдать за рассветами над красивыми долинами с холмов. Шпили храмов на рассвете очень эффектно выглядят в туманной дымке.

1. Баган, Мьянма

Баган считается одним из культовых рассветных мест в Юго-Восточной Азии

Как и в турецкой Каппадокии, в Багане на рассвете летают воздушные шары и пролетают над древними пагодами старого города. Чтобы прийти вовремя, тоже надо встать пораньше. Хорошо, что все отели находятся вокруг археологического парка пагод.

2. Ангкор-Ват, Камбоджа

Силуэт Ангкор-Вата изображен на гербе Камбоджи

Для наблюдения за рассветам на территории храма Ангкор-Ват в городе Сием Рип стоит нанять тукера, чтобы он сам привез вас к храму и подождал, пока вы любуетесь красотой пейзажей. Мы именно так и делали, а еще ездили сами, взяв мотобайк в аренду.

3. Мраук-У, Мьянма

Туманный рассвет в Мьянме

Удивительный серый рассвет был над пагодами древнего города Мраук-У мы наблюдали в одни из дней, проведенных нами в этом далеком и удивительном городе Мьянмы.

4. Чианг Саен, Таиланд

Рассвет на Меконге в Таиланде

Еще один наш рассвет в Юго-Восточной Азии, который грех не упомянуть. В древнем городе Чианг Саен много храмов, но мы утром проснулись и вышли к Меконгу, откуда храмов не видно. Зато мы увидели великую реку и не жалеем, что не поехали на закатно-рассветный холм.

Рассветы в горах

Встречать рассветы в горах по-особенному интересно. Вся красота просыпающейся природы предстает перед тобой в лучшем виде, и ты остаешься с ней наедине в эти утренние часы.

1. Мачу-Пикчу, Перу

Мачу-Пикчу в рассветном тумане

По дороге на Мачу-Пикчу мы испытали немало трудностей. Однако на сами руины инков мы вышли из нашего отеля затемно и поднялись к ним пешком по лестницам к тому моменту, как солнце уже озарило древний город, а горы укутались туманной дымкой.

2. Чианг Дао, Таиланд

Холмы Таиланда на рассвете

На этот рассвет мы никуда не спешили. В городе звёзд Чианг Дао мы наблюдали туманный рассвет прямо из нашего отеля за завтраком.

3. Парк Шенандоа, США

Рассвет в Голубых горах Шенандоа

Чтобы увидеть рассвет среди гор национального парка Шенандоа в США, мы рано-рано собрали нашу палатку и отправились к тропе Bearfence Loop, чтобы взобраться на холм. Еле успели!

Зато поняли, почему Аппалачи называют Голубыми горами

Мы привыкли в национальным паркам запада, а на востоке США, оказывается, тоже есть много красивых природных заповедников.

4. Грейт Смоки Маунтинс, США

Рассвет на горе Бальзам в Грейт-Смоки-Маунтинс

В национальном парке Грейт Смоки Маунтинс мы каждый день любовались дымчатым рассветом, но один раз нам повезло, и сквозь облака увидели солнышко.

А обычно было так

5. Парк Маунт Рейнир, США

Маунт Рейнир на рассвете выглядит особенно красиво

Вулкан Рейнир в штате Вашингтон нам показался не таким грозным на рассвете, когда мы ехали по дороге-серпантину, чтобы начать один из красивых трейлов с видом на Рейнир.

Момент равновесия

Съёмка заката в городе имеет свои особенности. Большой город полон источников света — подсветка зданий, фонарные столбы, свет автомобильных фар, — и этот свет можно использовать, чтобы делать наиболее эффектные кадры. По мере захода солнца его свет постепенно ослабевает, освещение в городе при этом постепенно включается. Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия – оптимальное время для съёмки заката в городе. Это равновесие длится недолго, 5-10 минут. В это время динамический диапазон сцены минимальный, так что можно снимать без брекетинга по экспозиции.

Закат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Из-за большого ДД значительная часть снимка получилась недоэкспонированной. ISO200 90мм f/11 4минВ момент равновесия яркость естественной и искусственной подсветок уравнивается, ДД сцены минимален. Здесь один кадр, без брекетинга. ISO200 100мм f/16 2мин

Особенности съёмки в режимное время

Одной из основных проблем при съёмке в режимное время является нехватка света. Как следствие, при съёмке с рук многие кадры могут получаться нерезкими из-за «шевелёнки». Ситуация осложняется при использовании светофильтров (например, поляризационного или градиентного фильтров), которые могут увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Единственное эффективное решение проблемы — использовать штатив. Если штатива нет, можно попробовать положить камеру на какую-нибудь твёрдую поверхность; например, так снята следующая панорама (здесь камера лежала на гранитной плите):

Панорама заката в Парке Победы (Москва), отражение в гранитной плите.

Основная проблема при съёмке закатов и рассветов — большой динамический диапазон (ДД) снимаемой сцены. ДД зависит от направление съёмки: максимальный в контровом свете (камера направлена на заходящее солнце) и минимальный в противоположном направлении. Современные зеркальные камеры, как правило, легко справляются с ДД сцены при съёмке сюжетов с боковым освещением. Но для этого вам нужно снимать в RAW и уметь точно выставлять экспозицию. Формат RAW хранит значительно больше информации (по сравнению с JPG, например) и позволяет в некоторой степени «вытянуть» небольшие пересветы и недосветы при обработке.

Ошибка в определении экспозиции может привести к потере информации и появлению на снимке серьёзных «недосветов» или «пересветов», даже при съёмке в RAW. Поэтому я рекомендую снимать в ручном режиме (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.

В этом нет ничего сложного. Ставите камеру на штатив; выставляете минимальное значение ISO; выставляете такую диафрагму, чтобы хватало глубины резкости (как правило, f/5.6…f/11); выставляете выдержку по автоматике камеры. Даже в ручном режиме в зеркальных камерах работает автоматический экспозамер — загляните в видоискатель и вы увидите полоску с цифрами -3,2,1,0,1,2,3+, а над ней риску, — это и есть экспонометр (в вашей камере он может выглядеть по-другому):

Если риска над «0», то выставленная вами выдержка совпадает с той, что выбрала автоматика камеры. Если риска смещена в сторону отрицательных/положительных чисел, то камера считает, что выдержка слишком короткая/длинная соответственно. Вначале выставляете выдержку таким образом, чтобы риска была над «0». Затем делаете тестовый кадр и смотрите на его гистограмму. Если гистограмма сильно смещена влево, то увеличиваете выдержку, если вправо — то уменьшаете. Делаете следующий тестовый кадр и снова смотрите на гистограмму. И так до тех пор, пока вы не получите кадр с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Более подробно о гистограмме можно почитать, например, здесь.

Не забывайте следить за гистограммой отдельных каналов! При съёмке в режимное время может быть пересвет (клиппинг) в отдельных каналах при отсутствии пересветов по яркости. Это приводит к искажению цветопередачи. При съёмке закатов/рассветов часто бывает клиппинг в красном канале, в сумерках – в синем канале.


Пример клиппинга в красном канале при незначительном общем пересвете

50 оттенков красного

Один закат это хорошо, а два – еще лучше. Чтобы увидеть в водной глади отражение сразу нескольких солнышек, придется подняться повыше с помощью коптера.

– На Дмитриевскойдамбе можно наблюдать двойной закат: когда солнце катится к горизонту, оно на несколько минут появляется на поверхности карасунских озер, разделенных дамбой. Такой необычный ракурс раскрывается только с высоты, но и с земли можно сделать неплохой снимок. Чтобы поймать лучший кадр, заблаговременно вечерком (сверьте время захода солнца в интернете) двигайтесь от стадиона «Кубань» в сторону озер. Когда в поле зрения появится дамба, замедляйте шаг. Вскоре небо и вода окрасятся всеми оттенками красного.

Рассветы и закаты у поверхности водоемов действительно обладают особенным притяжением. Их проще запечатлеть на непрофессиональную камеру, поскольку солнце в водяном отражении более фотогенично, нежели на небе, где оно превращается в размытый яркий блин. Иннокентий Котиков назвал еще два достойных места, в которых симбиоз лучей и капель получается самым удачным.

– Улица Кубанонабережная в районе моста поцелуев – вне конкуренции. Небосклон оказывается перед вами как на ладони. Тут и квадрокоптер не нужен, хватит собственных глаз. Не буду нахваливать рассветы – здесь они прекрасны зимой и летом, просто не поленитесь приехать сюда пораньше. А вот закаты тут особенно хороши после сильного дождя. С высоты птичьего полета редко удается заснять красоту «после бури»: то дождик продолжает моросить, то дует сильный ветер.

Но зато с земли или балкона ничего не мешает получать эстетическое удовольствие.

Еще один интересный адрес – микрорайон Юбилейный. Жители высоток в «Новом городе» тоже ежедневно лицезреют здесь двойные солнечные «приходы». А с балконов верхних этажей домов по ул. 70 лет Октября видеограф рекомендует наблюдать закат – лучи множатся в окнах домов и образуют огненный калейдоскоп.

Фазы режимного времени

Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут, и является частью так называемого «режимного времени», когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. Рассмотрим основные фазы режимного времени. Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично, только фазы режимного времени идут в обратном порядке.

Как известно, полуденный свет – белый, очень жёсткий (если рассматривать летнее время на средней широте). По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее. Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем, можно считать началом режимного времени. Как правило, это примерно час до захода солнца. Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны. Свет ещё достаточно яркий, так что можно снимать с рук, если вы забыли прихватить с собой штатив.


Главное здание МГУ (Москва), освещённое со стороны мягким светом заходящего солнца. ISO100 12мм f/11 1/2.5с, панорама из 2 горизонтальных кадров

Далее свет становится всё теплее — сначала оранжевым, потом красным, а потом чёрным (когда солнце заходит за горизонт). Зайдя за горизонт, наше светило перестаёт освещать земные объекты, зато может очень эффектно подсветить облака. Это время для съёмки в контровом свете, когда камера направлена примерно туда, где зашло солнце. Света уже мало, с рук снимать ещё можно, но получить при этом резкий кадр достаточно сложно.


Здание РАН (Москва), съёмка в контровом свете незадолго до захода солнца за горизонт. ISO100 11мм f/8 1/20с

После заката, когда облака «гаснут», наступают сумерки. Обычно это время ничем не примечательно. Света совсем мало и выдержка может достигать десятков секунд (особенно при использовании фильтров), что делает невозможной съёмку с рук. Но не спешите сворачивать свою технику. Потому что иногда в сумерках начинается настоящее волшебство — вода в озере успокаивается, небо начинает тлеть фиолетовым светом, и кажется, что всё вокруг наполняется необыкновенным спокойствием и гармонией.


Вечерние сумерки на Среднемультинском озере, Алтай. 30-секундная выдержка позволила сгладить небольшую рябь на воде, сделав работу более спокойной. Цвета настоящие. ISO200 20мм f/8 30с, панорама из 2 горизонтальных кадров — Фото пейзаж

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector