Типы фотопленки и примеры снимков

Хранение аналоговых фотоматериалов

Если с хранением карты памяти особых проблем не возникает, то аналоговые фотоматериалы требуют более трепетного и внимательного обращения. Фотоплёнка (как и фотобумага) имеет ограниченный срок годности. Обычно он указывается на упаковке. Хранить фотоплёнку лучше всего в холодильнике, на отдельной от продуктов полке. Там темно и прохладно — идеальные условия.

Когда я только начинал свой профессиональный путь фотографа в областной газете, в редакционной фотолаборатории стоял специальный холодильник для фотоматериалов: даже при тотальном дефиците бытовой техники руководство газеты с пониманием относилось к техническим нуждам фотографов, и это при том, что второй холодильник в редакции был только у главного редактора.

Лет 30 назад при проходе зоны досмотра в аэропортах был риск засветить фотоплёнку в сканерах. Сегодня технологии изменились, и вы можете спокойно ставить кофр с аппаратурой и плёнкой на ленту такого сканера: он совершенно безопасен для фотоплёнки.

Основываясь на личном опыте многочисленных перелётов и пересадок, могу лишь подтвердить заверения служб безопасности аэропортов: даже многократные сканирования кофра с плёнкой и аппаратурой никак не отражались ни на чистой, ни на экспонированной плёнке всех видов и форматов. Если вы всё же маниакально озабочены сохранением фотоплёнки — купите специальные контейнеры или пакеты.

Что происходит с просроченной плёнкой? Обычно, если она хранилась в хороших условиях, при небольшой просрочке ничего страшного не случается (особенно с чёрно-белыми материалами). Ну, разве что едва заметно снижается чувствительность. Но тут, как вы понимаете, каждый решает за себя. Риск «запороть» съёмку, особенно с просроченными цветными (и тем более обращаемыми) фотоматериалами, весьма велик. Так что не стоит затариваться фотоплёнкой впрок, если вы не уверены, что отснимете её до окончания срока хранения. Старайтесь пользоваться фотоплёнкой максимальной «свежести»!

Шаг 3. Выберите пленку

В наше время производится и продается огромное количество фотопленок. Как правило, в специализированных магазинах в продаже представлено порядка 50-100 и более видов современных пленок. В добавок к этому при желании несложно найти в хорошем состоянии множество пленок, снятых с производства. 

В рамках данной статьи я сознательно не буду читать вам лекцию про типы пленок. Изучать и пробовать пленки — один из источников наслаждения для современного фотографа, с моей стороны было бы жестоко лишать вас этого удовольствия. На стартовом этапе моя задача подсказать, с чего имеет смысл начать. 

Если вы никогда не снимали на пленку (или снимали давно), для начала я советую вам попробовать несколько самых бюджетных пленок основных производителей. Это поможет вам сориентироваться в многообразии цветовых решений и наметить собственные пути для изучения пленок. 

В будущем вы обязательно попробуете много разных пленок, научитесь хорошо видеть (предвидеть) и понимать их цветовые особенности, подбирать пленку под задачу и сюжет. Сейчас вам нужно получить общее представление о том, какие вообще бывают пленки. Лучше всего для этого подойдет вот такой «джентельменский» набор:

Безусловно, меня распирает желание рекомендовать вам еще как минимум 30-40 различных не менее замечательных пленок, но я делаю над собой усилие и играю в игру «выбирай, а то убьём». Только 4 пленки для начинающих, и ни одной больше. Почему именно эти четыре? Объясняю:

Отсняв эти четыре ролика, вам будет намного легче выбирать пленку в дальнейшем. На каждом этапе вы будете понимать пленки все лучше и лучше, и выдавать все более и более интересные результаты. Но начать я рекомендую именно с этих четырех. Можете просто поверить мне на слово, чуть позже вы убедитесь в том, что это был хороший совет.

Размещение пленки в держателе

35 мм пленки

Откройте крышку держателя 35-мм пленки.
Протолкните одну или две пленки в держатель пленки основной (более блестящей) стороной вниз. В результате вы должны увидеть изображения и слова на пленках перевернутыми при просмотре с верхней стороны.

Примечание

Берите пленку за края или работайте в перчатках, иначе вы можете испачкать ее.

Убедитесь, что белые наклейки на держателе пленки и области вокруг них не поцарапаны, не испачканы и ничем не закрыты. Если эти области закрыты, сканер не сможет корректно отсканировать пленку в Автоматическом режиме.

Не закрывайте небольшие отверстия на держателе.

Установите крышку держателя на место и нажмите на нее, чтобы она защелкнулась. Затем нажимайте на крышку по всему периметру, чтобы она надежно зафиксировалась на месте.

Убедитесь, что пленка расположена, как показано на рисунке.
Расположите держатель на планшете как показано на рисунке. Проверьте, что значок «A» на выступе держателя совпадает со значком «A» на сканере.

Убедитесь, что подложка для сканирования непрозрачных документов снята. См. раздел .
Закройте крышку сканера.

Для начала сканирования пленки обратитесь к разделу .
После завершения сканирования пленок установите подложку для сканирования непрозрачных документов на место. См. раздел .

Пленки формата Medium

Откройте крышку держателя пленки формата Medium.
Протолкните пленку в держатель пленки основной (более блестящей) стороной вниз. В результате вы должны видеть изображение и надписи на пленке перевернутыми. Убедитесь, что весь кадр находится внутри отверстия держателя.

Примечание

Берите пленку за края или работайте в перчатках, иначе вы можете испачкать ее.

Не закрывайте небольшие отверстия на держателе, иначе сканер не сможет распознать тип держателя.

Установите крышку держателя на место и нажмите на нее, чтобы она защелкнулась. Затем нажимайте на крышку по всему периметру, чтобы она надежно зафиксировалась на месте.
Убедитесь, что пленка расположена, как показано на рисунке.
Расположите держатель на планшете вплотную к верхнему левому углу планшета. Проверьте, что значок «B» на выступе держателя совпадает со значком «B» на сканере.

Убедитесь, что подложка для сканирования непрозрачных документов снята. См. раздел .
Закройте крышку сканера.

Примечание

Вы не можете сканировать пленки формата Medium в Автоматическом режиме.

После завершения сканирования пленок установите подложку для сканирования непрозрачных документов на место. См. раздел .

Цвет. Негатив или диапозитив?

Теперь об особенностях негатива и диапозитива. Разница, как вы догадываетесь, в том, что сняв и проявив негатив, мы так и не видим конечного изображения (нас ещё ждёт процесс фотопечати), а вот после проявки слайда уже можем наслаждаться нашими шедеврами. Правда, размер шедевров на слайде (даже формата 6х9) таков, что без лупы их не рассмотреть и на стенку не повесить. Так зачем же они нужны, такие маленькие?

Конечно, сегодня мы можем запросто отсканировать что слайд, что негатив, и распечатать фото на принтере. Но, согласитесь, это уже не аналоговая фотография. Так зачем тогда нужен слайд, и что с ним дальше делать?

Вспоминаем, что основное практическое использование слайда — полиграфия: тут всё понятно. Ну, или вы можете любоваться слайдами, проецируя их на стену с помощью диапроектора. Или рассматривать слайд, вставленный в дурацкий пластиковый шарик с лупой: о! это был серьёзный бизнес на курортах СССР.

Но если вы снимаете не для прессы или полиграфии, вам, скорее всего, нужен отпечаток. До появления цифровой печати существовал процесс Cibachrome (технология компании Ilford) позволявший печатать снимки со слайда. По сравнению с отпечатками с негатива, фотографии на Cibachrome выглядели невероятно насыщенными и яркими. Но и цена за это удовольствие была весьма высока. Сегодня процесс называется Ilfordchrome, но найти лабораторию, работающую с этим процессом, непросто.

Диапроектор карусельного типа для демонстрации слайдов.

Цветной диапозитивный процесс кажется куда проще чем негативный: снял, проявил и — готово! Но! Начнём с того, что цена конечного слайда выше негатива. Аналоговая прямая печать со слайда сегодня практически невозможна, что не отменяет печать цифровую, но мы же собрались заниматься аналоговой, плёночной фотографией. Кроме того, вспомним, что слайд крайне капризен к ошибкам экспозиции: исправить практически ничего нельзя. Так что, выбирая материалом для съёмки обращаемую плёнку, задумайтесь, для чего вы снимаете, и что дальше вы будете делать с этим слайдом.

С точки зрения практичности цветной негатив выглядит куда привлекательнее. Он позволяет ошибаться с экспозицией, с ним можно многое доработать при фотопечати, себестоимость негатива и фотоотпечатка с него существенно ниже. Для современной полиграфии вы можете отсканировать как сырой негатив, так и доведённый до совершенства аналоговый фотоотпечаток. Качество цветного негатива высокой чувствительности выше аналогичного слайда. С цветного негатива можно сделать отпечаток на чёрно-белой фотобумаге. Есть повод задуматься, не правда ли?

3 место – Fujitsu fi-7160

Fujitsu fi-7160 – мощный помощник для оцифровки различных документов. 

Плюсы и минусы

Поддержка USB 3.0
Скорость
Автоматическая поддержка разных форматов
Опция PaperStream IP исправляет недостатки
PaperStream Capture обеспечивает улучшенное пакетное сканирование
Автоматическая подача до 80 листов
Защита от замятия
Возможность оцифровки рельефных карточек

Нельзя подключиться к беспроводной сети и сохранить сканы в облако

Fujitsu fi-7160 – лучший сканер для фотопленки, изображений и документов. Определяет звук замятия, быстро сканирует и экономит энергоресурсы. Специальный карман обеспечивает подачу большого объема бумаги. Передача данных на компьютер осуществляется по технологии USB 3.0. 

Технические характеристики
Функции PaperProtection II – защита бумаги от повреждений, функция фиксирования листа при подаче, Intelligent Multifeed – многолистовая подача
Технология печати CCD
Максимальный формат A4
Глубина оттенка (число бит) 24 бит
Разрешение 600*600 dpi
Источник света Светодиод (Led)
Скорость печати 60 стр./мин
Габариты 170*300*163 мм
Страна-производитель Индонезия

ЖК-дисплей отображает статус сканирования, количество листов, настройки. Оцифровывает быстро и четко. Подходит для дома и незаменим в офисе. 

99% пользователей рекомендуют эту модель
Функциональность 4.8

Удобство 4.8

Качество 4.7

Итого 4.8

Мне нравитсяНе нравится

Особенности

В первую очередь стоит определиться, зачем вообще вам фотопленка в век цифровой фотографии. Возиться с ней придется намного больше, нежели с «цифрой» – вы либо должны уметь самостоятельно ее проявлять (и иметь для этого соответствующие условия), либо постоянно сдавать отснятые пленки на проявку, куда-то для этого ездить, платить за это деньги, ждать. Считать кадры, в конце концов. С такими сложностями многих искренне удивляет, почему пленка для фотоаппаратов до сих пор «жива».

Фотографирование на пленку – это разновидность искусства. Это как рисование – появление фотографии ведь не убило ни карандашный рисунок, ни акварель.

Кроме того, есть и чисто практический момент. Дело в том, что многие пленочные камеры от известных производителей делались на века, но с появлением «цифры» стали не нужны своим хозяевам. Теперь они продают фотоаппарат за ненадобностью, а потому за бесценок. При этом сам агрегат может быть профессионального уровня – с таким в свое время ходили топовые фотографы планеты, чьи работы печатались на обложках журналов. Но потомки не хотят возиться с пленкой и отдадут камеру за копейки, чтобы она принесла хоть какую-то пользу.

При этом пленку, в отличие от пленочных фотоаппаратов, все еще продолжают выпускать довольно интенсивно. Для фотографа это гарантия, что он не останется без любимого занятия в ближайшие годы. В зависимости от собственных потребностей он может выбирать не только разные камеры и объективы к ним, но и разную фотопленку, которая различается по составу, текстуре, чувствительности.

Проявка цветных плёнок

Для проявки цветной негативной фотоплёнки стандартом является процесс C-41, а для проявки позитивных плёнок используется процесс E-6.

Самое время упомянуть технологию кросс-процесса. Если обращаемую фотоплёнку проявить по негативному процессу С-41, мы получим контрастный цветной негатив с искажённой цветопередачей. Отпечатки с такого негатива отличаются высоким контрастом и изрядной цветовой насыщенностью. Кросс-процесс частенько используется профессиональными фотографами как творческий приём.

Проявлять цветную плёнку можно и самостоятельно (особенно по процессу E-6). Профессиональная студия, как правило, имела среди прочего оборудования проявочный минилаб Jobo, существенно упрощавший процесс проявления всех типов плёнок.

Но подумайте дважды, есть ли смысл возиться с цветными процессами самостоятельно, если это не ваша страсть или творческий эксперимент? Быстрее и надёжнее сдать цветную фотоплёнку для проявки в зарекомендовавшую себя лабораторию, которой доверяют профессионалы.

Производство цветной фотоплёнки с приходом цифры сократилось весьма существенно. Ассортимент её даже меньше, чем чёрно-белой плёнки.

Fujifilm Pro 400H — цветная негативная плёнка профессионального качества, высокой чувствительности, с мелким зерном, для съёмки при дневном освещении, содержащая четвёртый цветовой слой, запатентованный Fujifilm. Подходит для свадебной, портретной и модной фотосъёмки. Обеспечивает широту экспозиций от недоэкспонированных до переэкспонированных изображений, великолепные телесные оттенки с непрерывным плавным переходом от светов до теней, высокоточное воспроизведение цвета. Эмульсия нового поколения позволяет добиться оптимального качества сканирования. Цена: 370 р.

Fujifilm Reala 100 — высококачественная эмульсия обеспечивает исключительную точность воспроизведения цвета. Мелкое, гладкое зерно и наилучшая резкость. Прекрасная детализация даже при большом увеличении. Насыщенный баланс от светлых участков до теней. Цена: 270 р.

Kodak Professional PORTRA 160 — обеспечивает исключительно плавное и естественное воспроизведение оттенков кожи и низкую контрастность. Исключительно низкая зернистость. Улучшенные характеристики для сканирования и фотоувеличения. Идеально подходит для рекламных, портретных фотографий. Цена: 310 р.

На отечественном рынке сегодня можно купить цветную фотоплёнку (и негатив, и слайд) Kodak, Fujifilm и Rollei.

Какую выбрать? Однозначного ответа нет. Тут всё зависит от условий съёмки и конкретных задач. Помочь может только ваш опыт. Дело в том, что плёнки разных компаний, да и наименований, имеют свою передачу цвета. Одни теплее, другие холоднее, одни отлично передают цвет кожи и хороши для портретной съёмки, другие выдадут вам цвет «вырви глаз». Единственное, что можно посоветовать, — отдавайте предпочтение профессиональным плёнкам: хоть они и дороже любительских (яркие представители — Kodak Gold и Fuji Superia), но и результат будет гарантированно лучше.

Fujifilm Velvia 50 — цветная обращаемая плёнка чувствительностью 50 ISO, сверхмелкозернистая, с очень высоким разрешением и насыщенными цветами для съёмки при дневном освещении. Цена: 572 р.

Fujifilm Provia 100F — цветная обращаемая плёнка для съёмки с естественным освещением. Отличается мелкой зернистостью, яркой передачей цветов, выверенным балансом серого. Великолепная мелкая зернистость (значение RMS — 8) и высокая чёткость позволяет отобразить детали с потрясающей ясностью вместе с широкой градацией, яркой и максимально натуральной цветопередачей и оптимальным балансом оттенков. Цена: 554 р.

Прежде чем вы зарядите в фотокамеру цветную плёнку хочется предостеречь цифровых фотографов. Глубочайшее заблуждение думать, что аналоговая цветная фотография — это так же просто, как и цифровая. Поверьте, вы ничего не знаете о цветной фотографии. Даже после многих лет работы с цветной плёнкой, сотен публикаций в глянце и нескольких персональных выставок у меня язык не повернётся назвать себя экспертом в области цветной фотографии.

Ваши «правильные» цифровые цветные снимки — заслуга десятилетий работы инженеров, разработавших матрицы и алгоритмы обработки цветных изображений. Они сделали всё, чтобы мы, не задумываясь ни о чём, получали правильные картинки. Говорю об этом, чтобы вы не расстраивались при первых неудачах. И настоятельно рекомендую не торопиться снимать на цветную плёнку. Начните с чёрно-белой, вас и там ждёт немало сюрпризов.

В следующих публикациях мы как раз перейдём к практике съёмки на плёнку на основе чёрно-белого негативного процесса. Помните: если вы хотите в чём-то разобраться, начинать нужно с основ.

Продолжение следует..

6 место — Epson Perfection V550 Photo

Сканер комплектуется диском с драйверами и программой EPSON Scan. Цифровые копии создаются быстро и автоматически сохраняются в PDF-файл. Если установить полную версию FineReader, то устройство сможет распознавать текст. 

Плюсы и минусы

Работает со средним форматом пленки и сканирует 2 отрезка по 6 слайдов
Многофункциональность – оцифровывает документы и пленку
Высокий динамический диапазон – 3,4 D
Хорошее разрешение оптики
4 режима – Full Auto, Home, Office и Professional
В слайдерах есть вкладки, выравнивающие область сканирования
Применение светодиодной технологии ReadyScan сокращает время запуска
Скорость

Слабые рамки – сложно зафиксировать изогнутую пленку 35 мм
Нет поддержки USB 3.0
Объемный
Чувствительность к пыли на стекле
Нечеткая работа программы Digital Ice
Цветная негативная пленка 35 мм сканируется с фиолетовой полосой
Передача цвета работает слабо, часто приходится исправлять вручную
Медленная оцифровка

Для сканирования документов предусмотрена съемная вставка для крышки. Аппарат комплектуется кабелем, программой и рамками для широкого формата, негативов 35 мм, слайдов. 

Технические характеристики
Функции Digital ICE – автоматически корректирует изображение, удаляет царапины от пыли.

Color Restoration – восстанавливает цветовую палитру на старых снимках 

Технология печати CCD
Максимальный формат А4
Глубина оттенка (число бит) 48 бит
Разрешение 6400*9600 dpi
Усиленное разрешение 12800*12800 dpi
Скорость сканирования 15 сек.
Габариты 117*284*485 мм
Страна-производитель Япония

Качество работы зависит от состояния фотографий. Нельзя обойтись без графического редактора. Прибор громоздкий, поэтому расположить на рабочем столе для постоянного использования затруднительно. 

95% пользователей рекомендуют эту модель
Функциональность 4.4

Удобство 4.4

Качество 4.3

Итого 4.4

Мне нравится1Не нравится

Шаг 4. Грамотно экспонируйте пленку

Пожалуй, я не совру, если скажу, что на этом этапе происходит 95% всех ошибок начинающих пленочников. В основном именно ошибки экспонирования приводят к преждевременному разочарованию, через которое в дальнейшем пробиваются далеко не все. Те, кто осознает и исправляет эти ошибки, получают огромный бонус в виде бесконечного удовольствия от творческого процесса съемки на пленку и, конечно, от восхитительных результатов использования аналоговых технологий. Те, кто спотыкается об ошибки экспонирования, лишаются не только самого удовольствия, но и даже представлений о нем. Поэтому я буду искренне рад, если смогу предостеречь вас от этой потери.

Важно понимать, что негативная пленка ведет себя не так как цифра, а ровно наоборот. Если в цифровой фотографии действует правило «лучше чуть недосветить, чем пересветить», с пленкой дела обстоят ровно наоборот! Почти всегда (для упрощения на данном этапе будем считать, что всегда) пленку лучше ПЕРЕСВЕТИТЬ. . Если вы не додадите плёнке света, вы потеряете детали в тенях, цвет, плавность полутонов, приобретая взамен шум

Надо отдать должное, даже такая картинка на пленке куда более эстетична, чем аналогичный цифровой «брак». Но все же куда более выразительные и радующие результаты вы получите, если дадите пленке столько света, сколько ей нужно

Если вы не додадите плёнке света, вы потеряете детали в тенях, цвет, плавность полутонов, приобретая взамен шум. Надо отдать должное, даже такая картинка на пленке куда более эстетична, чем аналогичный цифровой «брак». Но все же куда более выразительные и радующие результаты вы получите, если дадите пленке столько света, сколько ей нужно.

Как же узнать, сколько нужно пленке света? И откуда берутся «недодёры»? Основная проблема в том, что чаще всего начинающие фотографы пользуются встроенными в камеры экспонометрами. Которые изначально ориентированы на бытовую фотографию и, как правило, немного недосвечивают картинку (из соображений «пусть лучше будет чуть темнее, но без смаза). Кроме этого, экспонометры портятся со временем и постепенно начинают врать все больше и больше. Еще одна причина неверного экспозамера — использование неправильных батареек, которые влияют на экспозамер в процессе постепенного угасания энергии. Есть и другие причины.

В общем говоря, в подавляющем большинстве случаев при экспозиции через встроенные экспонометры вы получите недосвет. Чаще всего недосвет внушительный, от -1 до -3, а часто и до -5 и более стопов. Другими словами, ваша пленочная картинка будет сильно тёмной и из-за этого не очень-то красивой, даже если ее потом пытаться вытянуть при печати или сканировании. Там, где не хватило света, тяни не тяни — исправить уже ничего нельзя.

А вот если вы переэкспонируете пленку, чаще всего (не всегда, но на текущем этапе будем считать что почти всегда) ей от этого станет только лучше. По крайней мере очень-очень редко хуже. Большинству пленок пересвет на +1+2 стопа исключительно полезен — почти всегда сканы и печать с плотных негативов дают хорошие цвета, плавные полутона, уменьшают зерно. Многие пленки вы можете легко снимать с пересветом до +3+4 стопов, а иногда даже до +5+6 стопов и более. Впрочем, я не советую вам пересвечивать пленку больше чем на +2 стопа, по крайней мере до тех пор, пока вы не изучите ее свойства.

Недоэкспозиция — главный бич начинающего пленочного фотографа. Эта проблема намного глобальнее, чем это принято считать. Избегать этой чудовищной ошибки нужно всеми доступными средствами. В первую очередь я рекомендую такие:

1) Использовать внешний экспонометр, а еще лучше спотметр. На самом деле, это совет не для новичков, но я не могу его не обозначить как самый правильный вариант. Тем не менее, я не буду давать сейчас ссылок и объяснять что это такое, потому что на данном этапе запросто можно обойтись и без этих девайсов.

2) Использовать программный экспонометр на айфоне или другом смартфоне. Вот здесь можно почитать хороший обзор бесплатных приложений, меряющих экспозицию:

3) Если у вас нет спотметра, экспонометра или смартфона, всегда добавляйте +1+2 стопа от значений, которые дает встроенный в камеру экспонометр. Потому что хуже от этого почти никогда не будет. А вот если этого не сделать, хуже будет почти всегда.

История

Первые фотографии – дагерротипы – появились ближе к концу первой половины позапрошлого века. По сути, с современной фотографией их объединяет только то, что изображение формировала машина, а не человек; процедура занимала несколько часов, а вместо пленки использовалась медная пластинка. Изобретение, каким бы «кривым» оно ни было в нынешнем понимании, быстро завоевало умы человечества, и лучшие инженеры начали искать пути развития технологии. Как результат, появлялись и исчезали альтернативные варианты фотоматериала, делая изображение все более качественным, а процесс – все более быстрым.

Первым изобрел рулонную пленку и фотокамеру к ней поляк Леон Варнерке, но случилось это в России – в Санкт-Петербурге. Технология, представленная им в 1875 году, предполагала использование коллодионной эмульсии, нанесенной на бумагу и закрепленной на ней гуммиарабиком. После проявления эмульсия с полученным изображением переносилась на стекло. В принципе, ту же технологию использовали на протяжении двух-трех десятилетий до этого, вот только эмульсия наносилась сразу на стеклянные фотографические пластинки, которые заряжали в фотоаппарат.

В 1882 году ростовский изобретатель Иван Болдырев предложил некую «смоловидную ленту», которая, по мнению некоторых тогдашних ученых и журналистов, хорошо подходила для фотографии. Автор изобретения, несмотря на его потенциальный успех, не мог найти денег на промышленный выпуск такой пленки, никто из инвесторов этим тогда не заинтересовался, а ни один из сохранившихся источников при всем интересе к «ленте» не описывает процедуру ее изготовления, так что технологию можно считать утерянной.

В последующие десятилетия количество вариантов пленки только увеличивалось. В 1885 году Джордж Истмен запатентовал эмульсию из желатина и серебра на бумажной основе – такие фото, правда, все равно потом переносили на стекло. В 1889 году место бумаги заняла прозрачная основа из целлулоида.

Первые фотопленки, конечно, были сугубо ортохроматическими – их можно было бы назвать черно-белыми, но правильнее говорить, что они были чувствительными к сине-фиолетовым или желто-зеленым оттенкам. Оптимально реагировать на красный участок спектра, даже в условном черно-белом исполнении, пленка «научилась» только в 1905-1907 годах, но новое изобретение поначалу стоило очень дорого, а потому использовалось редко.

Несмотря на свою историю, которая к тому моменту уже насчитывала несколько десятилетий, пленка реально начала теснить фотопластинки только в 1920-х годах. Лишь к этому моменту начали появляться сравнительно компактные фотокамеры, которые можно было носить с собой без особого труда, и это была сущая находка для репортеров.

К этому моменту инженеры уже решили главные недостатки тогдашней пленки – она перестала неконтролируемо скручиваться и уступать конкурентным пластинкам в светочувствительности. Пленка была намного легче, ее можно было носить с собой в большом количестве, она не боялась ударов, а перемотать на следующий кадр можно было почти мгновенно, тогда как замена пластинки была долгой и сложной.

В СССР выпуск фотопленки начался одновременно с запуском фабрик по производству кинопленки. Режим нуждался в собственных кинохрониках для пропаганды коммунизма, потому о производстве пленки задумались быстро, наладив ее выпуск в городах Шостке и Переславле-Залесском.

Обзор видов

Разнообразие пленки позволяет фотографу экспериментировать с изображением на уровне, превышающем настраиваемые возможности большинства современных цифровых камер. Рассмотрим основные разновидности (черно-белые и цветные пленки) подробнее.

Черно-белые

Классические ЧБ-пленки дают монохромное изображение – оно необязательно строго черно-белое, а может быть представлено, допустим, в красном спектре, однако присутствия «посторонних» цветов не допускает. Как правило, пленки с конкретно черно-белой картинкой так и называют – черно-белыми, тогда как все остальные называют просто монохромными – с указанием спектра, в котором они снимают.

Классическая ЧБ-пленка фиксирует изображение на слой серебра, монохромная – на слой красителя. На сегодняшний день черно-белая пленка, как правило, бывает только профессиональной – любители такой давно не пользуются.

Цветные

Пленки цветного сегмента отличаются способностью фиксировать все цвета фотографируемых объектов – в результате изображение выглядит по цветовой гамме примерно так же, как и в реальности. Глобально их можно разделить на 3 основных класса, которые, кстати, характерны и для черно-белой продукции.

Негативная. На такой пленке изображение отображается как бы зеркально – светлые места выглядят темными объектами и наоборот. При цветном фотографировании цвета тоже меняются местами – голубой становится красным, зеленый пурпурным и наоборот. Став негативным в момент съемки, в процессе фотопечати изображение инвертируется обратно.

Столь сложная процедура остается актуальной потому, что именно такой тип пленки обеспечивает максимальную фотографическую широту, то есть оптимально передает диапазон яркостей. Это наиболее востребованный и популярный тип пленки, он позволяет немного подредактировать фото на этапе проявки и многократно распечатывать фотографию с одного негатива.

Нужно также отметить, что бывают специальные виды пленки, которые определенный тип невидимого излучения могут передавать тем или иным цветом. К таковым относится, например, инфракрасная фотопленка, показывающая тепловое излучение в желто-красных тонах, а его отсутствие – в зелено-синих.

Популярные производители

Многие фотолюбители-новички ошибочно полагают, что выбирать пленку можно просто по названию марки – дескать, узнаваемый бренд потому и известен, что выпускает отличную продукцию. С одной стороны, это правда, с другой – фотография является творчеством, и однозначно лучшей фирмы быть не может. Все зависит от того, какой результат вы хотите получить на выходе, а ошибка в выборе модели может стать разочарованием даже в том случае, если вы доверились общеизвестному гиганту в отрасли. Тем не менее выделить нескольких ярких представителей все равно стоит.

Безусловным законодателем мод можно считать Kodak. Американский бренд в свое время был основан тем самым Джорджем Истменом, которого мы упоминали выше в контексте развития пленочной фотографии. История бренда насчитывает почти полтора века, что уже говорит само за себя. Компания является автором многочисленных новшеств в мире фототехники, а еще она известна своим стремлением скупать молодые перспективные стартапы в той же отрасли, благодаря чему ей принадлежит заоблачное количество патентов.

Agfa – это европейский бренд, имеющий даже более длинную историю, чем у главного конкурента, но занимающийся не только фото- и видеотехникой. Зародившись в Германии, компания быстро выбралась за пределы родной страны. Как и Kodak, этот бренд активно скупал более мелких конкурентов с претензией на успех.

«Тасма» была третьей в Советском Союзе фабрикой по производству пленки, а на сегодняшний день она является единственной на территории постсоветского пространства, где до сих пор сохранился полный цикл производства. Изготовление фотопленки, организованное в Казани, по сей день способно обеспечить потребности фотографов в фотоматериалах на любой вкус.

Шаг 1. Где взять пленочную камеру?

Наиболее распространённые варианты:

1) У вас в семье есть пленочная камера. Чаще всего это Зенит, ФЭД, Зоркий или другие фотоаппараты советского производства. Идеальный вариант для пробы пера, при условии, что камера более-менее хорошо хранилась и находится в рабочем состоянии (об этом ниже).

Плюс: как правило, достойная оптика.
Минус: часто такие камеры оказываются в плохом состоянии (светят, рвут пленку и т.д.)

Плюсы: очень просто и доступно, купил и начал снимать. Камеры новые, продаются в любом специализированном магазине (не надо искать б/у и рисковать качеством).

Минусы: как правило, довольно тёмная оптика, поэтому пробовать такие камеры лучше или на ярком солнце или со вспышкой.

3) Вы решили купить свою первую камеру, более-менее качественную и при этом не дорогую (3000-15000 руб). Оптимальный вариант для тех, кто оценивает свои намерения серьезно и готов потратить некоторые деньги и главное, время на поиск камеры и ожидание доставки.

Важно для понимания! На этом этапе можно сильно закопаться и погрязнуть. Многие люди настолько углубляются в изучение спецификаций и чтение отзывов, что покупают первую камеру месяцами, иногда годами

Иногда не покупают вовсе, окончательно потонув в обилии информации.

Я настоятельно рекомендую вам не морочить себе голову и выбрать один из классических вариантов бюджетных камер, к которым приходит большинство начинающих пленочников (я не исключение, о чем совершенно не жалею). Покупать я советую на www.ebay.com или на www.avito.ru. Чаще всего выбор сводится к следующим фотоаппаратам (ссылки сразу даю на Ebay):

Также вполне подойдет любая пленочная зеркалка Canon или Nikon. И, на самом деле, любая другая камера в рабочем состоянии, которая вам приглянется и будет стоить недорого. Помним главное — не закопаться! Если у вас начинает пухнуть голова от выбора, примите волевое решение и купите первый попавшийся фотоаппарат. Все равно скорее всего в будущем он останется в вашей коллекции как память о счастливом времени, когда вы начинали снимать на пленку и еще мало чего в этом понимали. Поэтому не имеет принципиального значения, какой именно будет эта камера. Ее задача — помочь вам ощутить кайф пленки с минимальными вложениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector