Правила композиции в рисунке: кратко, самое главное

Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему некоторые фотографии привлекают внимание зрителя, в то время как другие оставляют его равнодушным

.

. . . почему некоторые фотографии экспонируются в галереях месяцами и годами продолжают интересовать зрителя?

Задумывались ли вы над тем, почему некоторые фотографы постоянно становятся победителями разных конкурсов, а в прессе о них публикуются только положительные статьи и заметки критиков?

Одна из основных причин, почему некоторые снимки выделяются на фоне других, состоит в том, что их авторы мастерски владеют искусством композиции кадра.

Именно искусству композиции и посвящена данная статья. Мы хотим продемонстрировать, как правильная композиция кадра может улучшить фотографии.

Хорошая композиция позволяет зрителю увидеть не только сам объект, но и его историю. Греки и римляне поняли это еще за2000 лет до изобретения фотографии!Подтверждение этому- архитектурные памятники, сохранившиеся с тех времен.

И в настоящее время композиция продолжает играть важную роль в современной архитектуре. Существует очень простое определение термина «композиция» — «гармоничное размещение объектов на снимке».

В некоторых случаях для обеспечения гармоничной композиции достаточно разместить объекты в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Многие фотографии отличаются хорошей композицией независимо от выбора точки съемки, но в большинстве случаев композицию создает сам фотограф. Как это происходит? Сначала вы ищите ключевые линии, определяющие композицию кадра. Как вы убедитесь в дальнейшем, процесс создания правильной уравновешенной композиции часто требует тщательной подготовки, а иногда терпения.

Через некоторое время вы заметите, что поиск линий, на которых строится композиция, становится неотъемлемой частью вашего мышления и даже второй натурой. В данном разделе мы обсудим следующие принципы композиции:

  • простота композиции;
  • правило»золотого сечения»;
  • направляющие линии в кадре;
  • уравновешенность композиции кадра;
  • кадрирование;
  • отделение объекта съемки от элементов фона.

Рассматривайте эти элементы не как жесткие правила, а как рекомендации, которым желательно следовать.

Композиция кадра отражает ваше врожденное чувство гармонии. Приведенные советы помогут вам развить ощущение гармонии, данное вам природой, и улучшить качество ваших фотографий.

Динамика

В комнату, в которой собираются шумные компании, можно внести элементы движения. Для выражения динамики в интерьере можно использовать асимметричную расстановку мебели, элементы с четкими геометричными формами, большое количество свободного пространства, диагональные направления раскладки паркета или плитки. Преобладание вертикальных линий создаст впечатление легкости, устремленности вверх.

1 из 1

На фото:

Динамичные интерьеры чаще всего выдержаны в современном стиле, ведь нарушать законы композиции стали только в ХХ веке.

Обустройство интерьера имеет сходство с построением кадра в фотографии. Знание дизайнерских приемов и архитектурных законов помогает создать оригинальную стилистику помещения. В противном случае, даже приобретение дорогостоящих предметов мебельного гарнитура не спасает комнату от ассоциаций с кладовкой. Композиция в дизайне играет ту же роль, что и художественная — в живописи. Поэтому далее рассмотрим ее основные принципы.

Композиция в дизайне

Настоящее произведение выстраивается на нескольких понятиях: главном сюжетно-тематическим центром и подчинённых ему иных элементов построения. Освещение, тональность, план, ракурс, а также колорит, точка и съёмочный момент, акцент и контраст неизменно содействуют композиции по смыслу и предметно.

Композиция, с научной точки зрения, изучает закономерности внутри строения форм как в искусстве, так и дизайне. Кроме этого, в неё входит достижение целостности и гармонии вещей.

По законам композиции, вещь должна иметь такую структуру, которая будет максимально чётко и лаконично передавать информационный посыл для конечного потребителя.

Фрейминг

Фрейминг (в переводе с английского – рамка, обрамление) – это прием, суть которого заключается в том, чтобы основной объект снимка поместить в своеобразную рамку из других объектов на фото. Эта рамка дополняет и лучше раскрывает сюжет, помогает выделить на фото основной объект

При этом важно, чтобы основной объект и рамка не конкурировали за внимание зрителя и не противоречили друг другу в сюжетном плане. Такой рамкой может служить окно, арка, промежуток в ветвях деревьев, волна, луч света и другие объекты

Фрейминг – это очень простой, но очень сильный прием композиции, который выполняет несколько задач.

Во-первых, использование рамки позволяет сфокусировать внимание зрителя, направить его взгляд, расставить акценты. Желательно, чтобы главный объект находился в резкости, а вот рамку можно оставить и вне фокуса

 
Во-вторых, обрамление добавляет в кадр ощущение глубины, объема. Как правило, фрейминг – это работа с многоплановой композицией, и рамка здесь выступает в роли переднего или заднего плана.
В-третьих, рамка позволяет создать эффект подсматривания. Зритель будто смотрит на объект через экран, создаваемый окружающими предметами и направляющий взгляд зрителя вглубь кадра.

Этот прием чаще всего используется при съемке архитектуры, пейзажей, портретов и стрит-фото.

Отточие

ОТТОЧИЕ — ряд разделенных пробелами в полукегельную или кегельную точек, которым связывают заголовок боковика со строкой вывода или заголовок оглавления (содержания) с отстоящей от него адресной ссылкой, не давая глазу читателя соскользнуть на ссылку к соседнему заголовку, или обозначают пропуск аналогичных строк в мат. формулах.

По техн. правилам набора точки О. в разных строках должны быть выровнены по вертикали и заканчиваться на той же вертикали, на которой завершаются полные строки боковика или заголовков оглавления (содержания). Не допускается О. из двух точек.

См. также Отточие в мат. формулах.

Ракурс съемки

Немаловажно для передачи пространства на фотографии является наличие разных планов объектов съемки. Большинство снимков можно разделить на три плана: передний, средний и задний

Одноплановые сюжеты почти всегда лишены объема пространства. Более темный передний план подчеркнет глубину пространства на фотографии.

Например, при съемке в туманную погоду, когда отсутствует прямой не рассеянный свет, который помог бы выявить объем, наличие переднего или нескольких планов создаст глубину на снимке.

Часто разделить планы помогает открытая диафрагма, то есть маленькая глубина резкости. Этот прием будет более выражен, если Вы воспользуетесь длиннофокусным объективом.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ВЕС

Чаще всего фотографы компонуют кадр таким образом, чтобы элементы изображения были сбалансированы в соответствии с их “визуальным весом” или “воздействием”, а не в буквальном смысле. Что же такое “визуальный вес”?

Визуальный вес – это понятие, которое характеризует объём внимания, которое зритель уделяет тому или иному элементу изображения.

Рассмотрим упрощённое изображение ниже. Есть два основных элемента: крупные черные горы в левом верхнем углу и белый цветок в нижнем правом углу. Этот кадр хорошо сбалансирован, но как такое может быть? Ведь горы значительно больше, чем цветок, они не похожи по форме, нет никакой симметрии.

Ответ на этот вопрос в большей степени зависит от особенностей нашего восприятия, нежели от конкретных форм, фактического веса и размера. Наш глаз притягивается к областям и объектам на снимке, которые являются более яркими и красочными. По этой причине относительно небольшие цветы на этом изображении имеют гораздо больший “визуальный вес”, чем большие тёмные горы. Если мы проведём вертикальную или горизонтальную линию по центру изображения, то каждая половинка снимка будет иметь одинаковый вес для общей картины.

Возможно, выше написанное будет проще понять, увидев на визуально неуравновешенном кадре. Предположим фотограф сделал несколько шагов вправо и снял кадр с цветами на левой стороне.

Сразу становится видна разница: правая часть изображения кажется пустой и даже излишней. Но если её обрезать – получим прекрасно сбалансированный квадратный кадр.

Равновесие выражает представление об правильности, устойчивости. Равновесие в кадре придаёт чувство целостности и завершённости.

Визуально же неуравновешенный кадр кажется неспокойным, напряжённым, нестабильным. В то же время, отсутствие равновесия оживляет кадр. Всё зависит от атмосферы, которую вы хотите передать на фото.

Визуально неуравновешенный кадр – не значит плохо! Плохо когда неуравновешенность не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Если же она используется для придания художественного эффекта (например, показать дискомфорт героя, вызвать напряжение и волнение у зрителя, создать некий дисбаланс и пр.), то она просто необходима!

Например, фотографии (неуравновешенные) Джимми Чина (Jimmy Chin), на которых альпинист находится в правой часть кадра, а в левой – пустота, вызывают у нас чувство напряжения и волнения за альпиниста.

Фото: Джимми Чин (Jimmy Chin)

Как видно, равновесное и неравновесное композиционное расположение объектов помогают нам играть чувствами и эмоциями зрителя. Поэтому практикуйтесь побольше, чтобы развить чувство визуальной весомости предметов и тональных пятен, а также, научиться распределять эту весомость по всей площади кадра.

Читайте ещё о композиции в других наших статьях:

Золотое сечение и правило третей

Правило третей – это деление кадра по горизонтали и по вертикали на три части в соотношении 1/2. Как правило, линию горизонта лучше располагать по линии, которая делит кадр на трети. Большая часть кадра  отводится небу или земле в зависимости от задумки. Сам же объект, зрительный центр кадра располагается на пересечении линий, которые делят кадр на трети.

Золотое сечение – деление кадра на части так, что большая часть относится к меньшей, как весь кадр к большей. По этому правилу точки пересечения линий располагаются ближе к центру кадра, чем по правилу третей.

Несмотря на то, что сетка с точками у этих двух правил немного отличается, суть композиционного приема одна и та же:

  • Линию горизонта лучше размещать не по центру кадра и не по диагонали, а по горизонтали, смещая ее вверх или вниз в соотношении 1/2 в зависимости от того, что в кадре важнее: небо или земля.
  • Главные объекты кадра лучше размещать на пересечении линий сетки, так как именно они являются пунктами притяжения взгляда зрителя.

Кажется, будто эти правила композиции противоречит другим правилам, например, закону симметрии, однако это не совсем так. Даже в идеально симметричном изображении (по вертикали) часто встречается правило третей (по горизонтали). Но когда знаешь уже так много правил композиции, во время компоновки кадра приходится выбирать, какому из них следовать. Для некоторых сцен лучше подходит симметрия, а где-то – золотое сечение. И только фотограф решает, по каким законам он будет создавать свой шедевр.

Отдельный оттиск

ОТДЕЛЬНЫЙ ОТТИСК — один из оттисков страниц статьи или иного произведения из тиража науч. журнала, сборника, продолжающегося издания, выдаваемый автору взамен авт. экземпляра всего издания.

Число О. о. одного произведения колеблется от 5 до 100 экз. Оформляются они в виде брошюры в обложке либо выдаются просто как сфальцованная тетрадь (тетради). Иногда авторы оплачивают стоимость их изготовления.
С учетом О. о. редакции нек. журналов, сборников и т. п. верстают статьи со спусковой полосы, оформляя спуск наподобие совмещенного тит. л. данного произведения, т. е. указывая в шапке заглавие журнала, год, номер, месяц выпуска, помещают нечто вроде библиогр. полоски.

Библиогр. описание О. о. составляется по тем же правилам, что и описание отдельно изданного подобного произведения, или при самостоятельном тит. л. О. о. — по такому тит. л.

Если пагинация в О. о. (напр., сборнике статей) — часть общей сплошной пагинации издания, в котором было напечатано произведение, то в описании ставят колонцифры первой и последней страницы через тире: С. 195-207. Если у О. о. собственная нумерация страниц, то даже при наличии и общей нумерации издания в количественной характеристике указывают только собственную, а общую при необходимости отражают в области примечания.

В примечании могут быть указаны сведения об издании, в котором было напечатано произведение, ставшее О. о.:

Отт. из сб.: Книга: Исслед. и материалы. М., 1995. Сб. 71. 341 с.

Выбор стилистики и внутренней структуры

В большинстве случаев для построения композиций кругового обзора используют два стиля – регулярный и пейзажный.

Рассмотрим особенности регулярной планировки.

  • Клумба чаще всего имеет круглую или овальную форму и концентрическую структуру – по центру находится доминанта (которой, к слову, может быть не только растение, но и фонтан, скульптура), на равном удалении от нее симметрично расположены другие элементы.
  • Приветствуются растения со строгой геометрией – с круглой, пирамидальной, колонновидной кроной, мраморная декоративная отсыпка.
  • Требует классического обрамления – идеально ровного газона, стриженых бордюров, домов с колоннами и балясинами.

Круглая клумба с вазоном по центру выполнена в регулярном стиле и имеет соответствующее окружение

У пейзажной композиции своя специфика.

  • Она имеет неправильную форму и размытые контуры, образующие «карманы». В них высаживают растения, существенно отличающиеся друг от друга и придающие композиции асимметричный вид.
  • Для нее подходят растения с живописной кроной и естественным природным обликом. Никаких стриженых шаров и топиарных форм!
  • Композицию не рекомендуют располагать в геометрическом центре открытого пространства.
  • Гармоничное окружение для группы пейзажного стиля составляют кулисы из деревьев, живописные кустарниковые группы, миксбордеры, каменные и деревянные конструкции.

Главный элемент группы, как правило, не отцентрирован, а может находиться в любой точке. Например, справа, как на представленной композиции

Основные понятия и правила композиции

В разные эпохи развития искусства, деятели этого направления особо интересовались поиском более выразительных схем композиции, чем они использовали ранее в своих работах. За много лет было создано тысячи произведений с разнообразными решениями композиции. Чтобы лучше понять основы этого термина, лучше посмотреть на схематические изображения с пояснениями.

Диагональные линии в композиции

Перед вами два графика. На первом видно, что стрелка поднимается вверх, на втором же – вниз

В композиции важно, чтобы линии были направлены только вверх, поэтому проведенная линия от левого угла вниз воспринимается хуже, чем линия от левого угла вверх

Замкнутая и открытая композиция

Поскольку в замкнутой композиции линии направляются в центр, она подходит для передачи неподвижных предметов. Центр композиции выполняет замыкающую функцию для элементов, которые там находятся. При взгляде на композицию откуда бы ни было, он будет направлен к центру. Чтобы красиво замкнуть предметы в центральной точке, их используют в компактном виде.

Открытая композиция, в свою очередь, с точностью да наоборот повторяет свойства замкнутой. Если вы хотите передать открытость пространства, дальность движения или что-то в таком ключе, используйте именно её.

Правило золотого сечения

В зависимости от того, как будут расположены элементы на плоскости, они могут быть гармонично использованы или нет.

Благодаря гармонии предметы на плоскости используются именно так, как предполагает автор. Слева изображение выглядит более гармонично, чем правое.

В природе, которая априори гармонична, работает несколько зрительных образов, а они подчиняются симметрии и золотому сечению.

Золотое сечение получают, когда берут два отрезка, делят на две части, которые неравны. Если большая часть отрезка относится к меньшей так же, как весь отрезок к большей части, мы получили соотношение нужного нам типа. Пример на рисунке ниже.

Если предположить, что весь отрезок это 8, то большая часть отрезка это 5/8, а меньшая — 3/8. Таким образом, зрительные центры располагаются вот так:

Правило трех третей

На первом рисунке изображено две фигуры, которые, на первый взгляд, расположены гармонично. Согласно золотому сечению, здесь вообще неправильно расположены элементы. Однако, если поделить квадрат на 9 частей (квадратиков), то мы заметим, что фигуры расположены на пересечении линий, а горизонталь треугольника совпадает с основной горизонталью. Это упрощенное золотое сечение или правило трёх третей.

Четность и нечетность в фотографии

Один из законов фотодела гласит: в кадре должно быть нечетное количество объектов. Это объясняется тем, что зрителю проще воспринимать снимок с заданным композиционным акцентом

Если вы увидите перед собой троих людей, внимание автоматически сконцентрируется на центральной фигуре. Следуя этой логике, два предмета или человека в кадре путают зрителя. Но если вы снимаете фото с живым сюжетом, где в центре кадра оказываются два собеседника — то от правила можно отступить

Постарайтесь ярко отобразить жесты людей, их эмоции и мимику, элементы артикуляции — тогда снимок будет интересно подолгу разглядывать

Но если вы снимаете фото с живым сюжетом, где в центре кадра оказываются два собеседника — то от правила можно отступить. Постарайтесь ярко отобразить жесты людей, их эмоции и мимику, элементы артикуляции — тогда снимок будет интересно подолгу разглядывать.

Хаос и порядок

Продуманный дизайнерский интерьер никогда не выглядит как случайный набор предметов. Даже детализированные пространства, в которых смешиваются разные стили и эпохи, не превратятся в хаос и абсурд, если выдержать композицию.

7 лайфхаков для эргономичного хранения вещей

Слишком много места в квартире не бывает. Зато бывает слишком много вещей. Мы собрали 7 простых лайфхаков, которые помогут грамотно распорядиться пространством и не захламлять интерьер.

Композиция — это художественная связь элементов, которую обеспечивает их определенное расположение в пространстве. Именно композиция превращает интерьер в цельную историю, рассказанную языком выразительных средств. Такие интерьеры выглядят, как текучие пространства, все фрагменты которых взаимосвязаны и плавно перетекают друг в друга.

Шаг 6 — Формы

Когда вы поймете роль, которую играют линии в композиции изображения, вы сможете оценить влияние форм. Попробуйте дистанцироваться от того, что вы смотрите через видоискатель на конкретный предмет и обратитесь к форме каждого элемента в кадре

Важно понимать, как формы взаимодействуют друг с другом. Сильные формы, такие как треугольники и квадраты, гораздо проще разместить в кадре, чем более мягкие округлые формы, но при помощи оценки того, как каждый элемент сформирован, вы сможете оказывать очень сильное воздействие через представление форм и их взаимодействия как основной темы снимка

Тональная перспектива

Первые определения тональной (многие говорят «воздушная») перспективы дал Леонардо да Винчи: «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии….. не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Далее Леонардо пишет, что отдаленные предметы приобретают голубоватый оттенок и светлеют. Фотографии, как и картины, создаются на плоскости. И иллюзию глубины пространства можно передать тональной перспективой. Наиболее выразительным снимком с ярко выраженной тональной перспективой будет снимок в тумане. В этом случае на передний план поместим наиболее темный объект. Следующие планы снимка более мягкие, а объекты дальнего плана почти не имеют деталей. Взаимодействие плавного перехода между объектами ,так сказать тонального градиента, как раз и создает иллюзию глубины пространства на фотографии.

Тональная перспектива обусловленная довольно сильным туманом

Линии в кадре

  • Горизонтальные линии – это про вечность, постоянство, безвременье. Чтобы фото с горизонтальными линиями (горизонт, водная гладь, кровать) не было статичным и скучным, лучше добавить в кадр какой-то объект другой формы (камень, облако, человека).
  • Вертикальные линии – это про силу, энергию, рост и жизнь. Вертикальные объекты (небоскребы, скалы, деревья) выглядят мощно и жизнеутверждающе. Вертикалями хорошо оживлять горизонтальный пейзаж, хотя если вертикальные линии в кадре доминируют, то лучше выбирать вертикальный формат фотографии.
  • Диагональные линии – это про движение, развитие, рост или падение. Психологи считают, что восходящая диагональ вызывает умиротворение, в то время как нисходящая – беспокойство и тревогу. Если вертикали и горизонтали обычно делят пространство на области, то диагонали его соединяют и непрерывно проводят взгляд зрителя через весь кадр. 
  • Кривые линии – это про разнообразие, динамику, живость, чувственность. Дугообразные линии можно встретить в изгибах травинок, береговой линии, в архитектурных арках. Они могут приближать или отдалять объекты, а также при повторении создавать ритм в фотографии.
  • Ломаные линии
    – про тревогу, даже агрессию. Такой эффект получается потому, что взгляд зрителя скачет от изгиба к изгибу и не может остановиться. В кадр с ломаными линиями лучше добавлять визуальный акцент, на котором взгляд будет отдыхать.
  • S-образные линии
    – это про чувственность, изящество, красоту. Силуэт человека, изгиб гитары, устья рек – все это примеры S-образных линий.
  • Но самые важные – это ведущие линии. Это линии, которые начинаются у края кадра и ведут к его смысловому центру, программируя взгляд зрителя на логическое чтение кадра. Они также служат для передачи глубины снимка. 

Линии помогают направить зрителя на путь истинный и правильно расшифровать заключенный в снимке рассказ или историю, которую фотограф хочет донести. 

Отчет о научно-исследовательской работе

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ — подвид науч. издания или неопубликованной науч. работы, в которых обосновывается необходимость научно-исслед. работы (НИР), раскрывается ее содержание и результаты, подводятся итоги и делаются выводы из нее.

Общие требования к такому отчету и правила его оформления изложены в ГОСТ 7.32-2001.

Особенность библиогр. описания неопубликованного О. о НИР — наличие области специфических сведений, включающей следующие элементы: шифр этапа (его части), номер гос. регистрации, инвентарный номер, другие номера. Из них факультативными являются только два последних элемента.

Пример описания многотомного О. о НИР:

Оценка эффективности автоматизированных информационно-поисковых систем научно-технической информации на стадии проектирования. Разработка методов оценки эффективности автоматизированных информационно-поисковых систем научно-технической информации на стадии проектирования: Отчет о НИР (промежуточ.) / ВНТИЦентр: Руководитель И. И. Иванов. — ОЦО2604И5В; № ГР 01821100006; Инв. № Б452743. — М., 1982.

Ч. 1. — 90 с.: ил.

Ч. 2. — 91 — 150 с.: ил. — Библиогр.: с. 148-150.

Определение размеров

Допустим, вы определились, что композиция будет на газоне. Как рассчитать ее размеры и точное местоположение, чтобы из каждой видовой точки она полностью попадала в поле зрения?

Начнем с ширины. Из каждой точки обзора проведите в направлении будущей посадки лучи, составляющие угол 28–30°. Область пересечения подскажет вам, в какой части газона лучше всего расположить группу растений и какой ширины ее сделать, чтобы она воспринималась целостно по горизонтали.

Но это еще не все. Чтобы композиция попадала в поле зрения по вертикали, нужно произвести расчет ее высоты. Мы полностью видим предмет, если смотрим на него с расстояния, равного 2–2,5 его высотам.

Измерьте расстояние от каждой видовой точки до области обзора. Выберите самый большой показатель и разделите на 2–2,5. Это и будет предполагаемая высота самого высокого растения. Оно будет играть роль композиционного центра, которому подчинены остальные элементы.

Если из другой видовой точки расстояние намного меньше, не пугайтесь. Просто из этого ракурса нужно будет построить новую композицию, в которой самое высокое растение группы будет не акцентом, а фоном. А роль доминанты сыграет другой элемент.

Эта хвойная группа полностью просматривается и с крыльца дома, и со стороны газона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector