6 световых схем для съемки портрета

Что такое рембрандтовский свет?

Рембрандт Харменс ван Рейн – один из величайших художников всех времен. Его работы изображают множество различных субъектов и стилей начиная от портретов и автопортретов, заканчивая пейзажами, миниатюрами, аллегоричными, библейскими, мифологическими и историчными сценами, а также исследованиями животных. В дополнение к профильным работам, Рембрандт также известен в кругах фотографов благодаря очень характерному стилю освещения.

Рембрандтовский квадрат стал популярным задолго до появления фотокамер. Рембрандт не изобрел этот стиль освещения, так как его уже использовали другие. Однако, художник эффективно и успешно смог применить схему при рисовании портретов, за что она и была названа в честь него. Некоторые источники утверждают, что Рембрандт рисовал большинство портретов в одной комнате со специфически расположенным окном и сажал своих моделей в одинаковом месте, создавая постоянный и выраженный стиль освещения.

Работы художника

Автопортрет

Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Мы не найдём здесь экзотических одеяний и поз. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель

Однако и сама рука, и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове

Ночной дозор

Это самая известная картина Рембрандта. Она получила своё нынешнее название лишь в конце XVIII века. Объясняется это просто. Тёмный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. «Ночной дозор» — один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.

Даная

Эту картину по праву можно считать одной из вершин в творчестве Рембрандта и лучшим изображением обнаженной женской натуры в живописи XVII века. Изображенная на полотне женщина явно ждёт кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать её образ с Данаей. Согласно греческой мифологии, Даная была соблазнена Юпитером, принявшим облик золотого дождя. К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно повреждён психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезав её ножом.

Возвращение блудного сына

История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идёт о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына.

2. Петлевое освещение

Петлевое освещение создает небольшую тень от носа на щеке. Чтобы получить такое освещение, нужно поставить источник немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от камеры (зависит от лица человека, для правильной постановки любой схемы нужно учиться читать лица людей).

Посмотрите на эту фотографию, чтобы увидеть, как падает тень, и на левой стороне вы также сможете увидеть небольшую тень от носа. В петлевой схеме тень от носа не должна слишком заходить на щеку, тем более не должна смыкаться с тенью от щеки. Старайтесь, чтобы тень была небольшая и смотрела немного вниз, но имейте ввиду, что если источник поднят слишком высоко, тени могут выглядеть странно, а также могут пропасть блики в глазах. Петлевая схема, по всей видимости, самая популярная, так как легко создается и подходит большинству людей.

На этой диаграмме черный фон представляет задний план с деревьями. Солнечный свет идет из- за деревьев сзади, но они полностью в тени. Белый отражатель, расположенный слева от камеры, отражает свет обратно на лица фотографируемых. Подбирая расположение отражателя, можно изменять освещение лиц людей. Петлевое освещение достигается его расположением примерно на 30-45 градусов от камеры. Отражатель также должен располагаться чуть выше уровня их глаз, чтобы тень от носа ложилась слегка вниз, к углу рта. Одна из распространенных ошибок у начинающих – это низкое расположение отражателя и его наклон. В результате лицо и нос подсвечиваются снизу, что выглядит некрасиво.

МАСТЕР «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

Гений Рембрандта настолько ярок, что художник признан не только выдающимся голландским живописцем XVII века, но и одним из величайших художников всех времён и народов.

Основу наследия Рембрандта составили портреты и картины на религиозные темы. Но список жанров, в которых он работал, этим далеко не исчерпывается. Художник писал исторические, мифологические и аллегорические полотна, пейзажи, жанровые сцены и натюрморты. Некоторые из картин Рембрандта настолько оригинальны, что не вписываются в традиционную жанровую систему. Кроме этого, Рембрандт был превосходным гравёром и рисовальщиком. Если переходить на цифры, то он оставил нам около 400 картин, почти 300 гравюр и более 1000 рисунков.

Под руководством своего первого наставника, Якоба ван Сваненбюрха, Рембрандт освоил лишь азы мастерства. Истинным учителем он считал Питера Ластмана (1583-1633). В молодости Ластман побывал в Италии, где навсегда влюбился в работы мастеров эпохи Ренессанса. Он считал, что для создания великой картины требуется, прежде всего, значительный исторический или мифологический сюжет. Рембрандт тоже любил сюжетную живопись, чем отличался от большинства своих голландских современников, привязанных к окружающей жизни. Особенно его привлекала библейская история, которую он знал буквально наизусть.

Рембрандтовское освещение. Рембрандтовский свет

Под схемой освещения я понимаю распределение света и тени по лицу модели.

В классической портретной фотографии существует четыре основных схемы освещения:

  • Раздельный свет
  • Свет типа «Петля»
  • Свет Рембрандта
  • Свет «Бабочка»
  • Световой полуоборот
  • Теневой полуоборот

1. Раздельный свет

Раздельный свет делит лицо модели на две части – одна часть лица хорошо освещена, другая находится в тени.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Чтобы получить раздельный свет, расположите источник света в 90 градусах от камеры, справа или слева от модели. Свет должен падать на модель сбоку. Помните, что свет на теневой стороне лица должен отражаться только в зрачке. Если модель слегка развернула лицо в сторону источника освещения, и свет попал на щеку, значит, схема уже нарушена.Малейший разворот головы может нарушить схему… или исправить ее. Чтобы не двигать лампы, можно передвинуть модель.

2. Освещение типа «Петля»

При освещении типа «Петля» на щеке модели появляется небольшая тень от носа. Чтобы построить такую схему света, мы ставим по диагонали источник света (чуть выше уровня модели), саму модель и отражатель. Так как мы снимаем кукол – в качестве отражателя нам вполне подойдет чистый альбомный лист. Я вместо него использовала белый фетр.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Ниже приведу пример сравнения фото сделанного с использованием отражателя (зеленая галочка) и без него (красный крестик).

3. Свет Рембрандта

Свет Рембрандта назван в честь художника Рембрандта, который часто использовал такой вид освещения для портретов. Для его автопортрета, опубликованного выше, использован именно такой свет. Освещение Рембрандта узнают по световому треугольнику на щеке модели.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Чтобы получить свет Рембрандта, нужно, чтобы модель слегка отвернулась от источника света. Источник освещения должен располагаться над головой модели, чтобы тень от носа падала на щеку. Для постановки света Рембрандта можно использовать свет от окна — в плане освещения он предоставляет все для фотографа, при условии, что окно расположено достаточно высоко, и нижняя его часть закрыта материей.Если Вы будете закрывать часть окна

Рембрандтовский треугольник – Рембрандтовский свет в фотосъемке

Как распознать рембрандтовский свет?

Эта схема освещения обычно определяется наличием небольшого треугольника света на щеке, расположенной дальше от источника света. Он получается благодаря тени от носа и самой щеки. Технически, треугольный островок света не должен быть шире глаза и длиннее носа. Именно его наличие отличает рембрандтовский свет от обычного короткого.

Однако, одним треугольником все не заканчивается. При применении этого стиля примерно половина лица модели находится в тени, а другая практически полностью освещена. При этом вышеупомянутый треугольник появляется как раз на теневой стороне. Такая схема освещения делает портреты драматичнее. Сравните ее с чем-то легким и светлым вроде освещения «ракушка» и поймете разницу.

Треугольник играет важную роль, так как он позволяет фотографу создать эффект драматичного короткого света и при этом все равно осветить глаз на теневой стороне. Эта характеристика делает его не настолько темным и зловещим, как раздельный свет, оставляющий половину лица в тени. Таким образом, вы можете выразить конкретный желаемый эффект.

Внесение небольших вариаций в схему освещения играет важную роль для передачи настроения или личности. Скажем, вы фотографируете портреты для обложки фильма. Главный злодей должен быть показан в раздельном свете (когда одна сторона лица полностью в тени), а другого персонажа, кажущегося сначала плохим, но затем ставшего позитивным героем, можно показать в рембрандтовском свете, намекнув на наличие хороших черт в его личности. Всего этого можно добиться, просто меняя положение света. Более частым примером может быть съемка выпускного альбома. Если выпускник хочет драматичный портрет, раздельный свет будет слишком устрашающим или даже зловещим. Однако, рембрандтовский треугольник отлично подойдет благодаря разумному сочетанию тени и света.

Что такое освещение Рембрандта

Освещение Рембрандта — это техника студийного портретного освещения, при которой небольшой перевернутый треугольник света виден под глазом объекта. С помощью этой техники, создаются красивые и убедительные портреты с очень небольшим оборудованием. Нужен всего лишь один источник света и отражатель.

Треугольник освещения Рембрандта. Фото Джея ДеФера

Освещение Рембрандта получило свое название от известного художника Рембрандта Харменса ван Рейна.

Картина известного художника Рембрандта Харменса ван Рейна, иллюстрирующий освещение Рембрандта.

Если вы посмотрите некоторые картины Рембрандта, вы заметите, что многие из них имеют нечто общее — небольшой перевернутый треугольник света под глазом объекта.

Эффект

Хотя для создания Рембрандт-освещения необходим только один источник света (возможно, с отражателем), схема эффективна в своей простоте и действенна. Правильное воссоздание данной схемы гарантирует получения красивого и качественного портрета. Особенно хороша схема для фотографии полных или круглых лиц. Благодаря переходу света в тень и скрытия части лица в тени, лицо визуально становится вытянутым и получается определенный эффект похудения. Именно поэтому свет Рембрандта лучше не использовать для узких лиц, если, конечно, не стоит задача передать сильные отрицательные эмоции, которые «переживает» модель, потому что лицо будет выглядеть изможденным.

Некоторые фотографы считают, что Рембрандт-освещение — это шаблонный свет для мужского портрета, поэтому его не следует использовать в женских портретных съемках. Но каждое правило фотографии должно быть принято с долей скептицизма и обязательно тщательным образом проверено. Освещение Рембрандт не исключение! Ведь даже сам Рембрандт Ван Рейн использовал такой свет для женских портретов.

Попробуйте также увеличить контрастный эффект от светотени, используя дополнительное освещение, чтобы сделать пятно света на фоне — подчеркнуть темную сторону лица, создавая таким образом ощущение мрака и тайны.

В качестве примера нетипичного использования классического освещения, можно привести данную фотографию, где видно, что для работы был взят серый светлый фон, источник света использовался с софтбоксом, заполняющий свет был получен с помощью отражателя. В результате получился замечательный светлый портрет ребенка с правильным классическим освещением Рембрандт.

Следует хорошо разобраться, как получается данный эффект, чтобы начать применять его с легкостью в повседневных портретных съемках, как в примере выше, а также пробовать воспроизводить данное освещение при различных позах модели.

В следующих уроках фотографии мы рассмотрим другие способы освещения при портретировании. Каждому, кто только осваивает навыки студийной портретной фотографии
, нужно будет ознакомиться с ними для совершенствования своего мастерства.

Рембрандтовское освещение

Rembrandt lighting
— освещение которое названо в честь великого живописца, часто использующего его в своих работах — портретах. Суть этого метода заключается в том, что на затененной щеке вашей модели необходимо создать перевернутый треугольник света. Это освещение сильно украшает лицо, и необходимо если у модели высокие скулы. Такой метод часто использовался в создании голливудских портретов. При этом нужно следить, чтобы блики появились в обоих глазах.

Рембрандтовский свет хорошо использовать снимая портреты людей с полным или круглым лицом, но считается неподходящим выбором при съемки узких лиц моделей. Многие фотографы «старой школы» считают, что рембрандтовское освещение подходит только для съемки мужских лиц, заявляя пи этом, что его нельзя применять к личикам женщин. Но известно, что сам Рембрандт рисовал портреты женщин, применяя это освещение, поэтому такие заявления нужно расценивать как рекомендацию, а не правило.

Этот вид света является одним из 5 главных схем освещения, которые используются в студии при портретной фотосъемке. Остальные четыре схемы это: широкий свет, разделенный свет, узкий свет, и «бабочка». Рембрандтовское освещение составляется из двух составных: освещения одной половины лица и создание треугольника света на другой стороне лица модели. Тень создаваемая треугольником должна быть не шире глаза и длиннее носа. От схемы «короткого света», схема «рембрандтовский свет» отличается только наличием этого треугольника. Он так и называется — треугольник Рембрандта.

Порядок установки освещения:

В своей начальной вариации схема будет выглядеть так: один источник света нужно расположить под углом 45 градусов по отношению к модели, чуть выше чем уровень глаз, что бы осветить сторону лица, более удаленную от камеры. Рисующий (основной) свет дополняют либо отражателем, или же вторым источником света. Его тоже размещают под углом 45 градусов, но к стороне лица, что буде в тени. Второй источник устанавливают в половину слабее от основного света. Это нужно, чтобы поднять тень на затемненной стороне лица.

Рембрандтовский свет — эффективная и простая схема освещения. Легкая в применении, эта схема хорошо подходит для съемки многих типов человеческих лица. Чтобы попробовать использовать этот метод необходимо иметь рассеянную вспышку и отражатель, можно самодельный.

Схема освещения Рембрандта

Наконец, мы подошли к самой важной части — настройке освещения. Вот базовая схема освещения Рембрандта

Вы можете использовать её как руководство для создания собственной студии

Вот базовая схема освещения Рембрандта. Вы можете использовать её как руководство для создания собственной студии.

Схема базовой установки освещения Рембрандта

Шаг 1: Сначала поместите источник света (ключевой свет) под углом 45 градусов к объекту. Убедитесь, что источник света находится прямо над головой объекта, возможно, вам придется поднять или опустить его. Делайте это небольшими шагами, пока не получите нужный результат, и не бойтесь вносить в него необходимые изменения на протяжении всей съемки.

Шаг 2: Затем поместите отражатель на противоположной стороне объекта, примерно на той же высоте, что и главный источник света.


Цифровая фотография
простые правила
Читать в Литрес

Шаг 3: Встаньте между отражателем и источником света. Объект должен находиться прямо перед вами, но немного повернутым к основному источнику света.

Видите, это не выглядит слишком сложным, верно?

Если ваш источник света является мощной студийной вспышкой, то вам потребуется сделать несколько пробных снимков, чтобы определить точное положение освещения.

После того, как вы освоите базовую настройку, поэкспериментируйте с различным фоновым освещением, чтобы добавить больше эффекта к вашим портретам освещения Рембрандта.

5. Световой полуоборот (Broad Lighting)

Говоря о световом полуобороте, имеют в виду не схему освещения, а, скорее, тип освещения. Любая из выше описанных схем освещения может быть смоделирована либо со световым, либо с теневым полуоборотом, будь то «петля», свет Рембрандта или раздельный свет.

При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица (которая смотрит в камеру) освещена основным источником света. Таким образом, освещенной оказывается большая площадь лица, а в тени остается меньшая часть лица.

Световой полуоборот иногда используется для портретов в «высоком ключе». При этом типе освещения лицо человека становится зрительно шире (отсюда и название), поэтому его используют для съемки моделей с худым лицом. Большинство людей, тем не менее, хотят выглядеть на фотографии худее, поэтому такая схема не подойдет для освещения моделей с полным или круглым лицом.

На первом фото контрастность увеличена на 50%. Второе фото переведено в штриховое. На рисунке справа — схема освещения «Световой полуоборот» (Broad Lighting). │ Иллюстрация SNEG5.com

Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света

Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру. Зрительно меньшая часть лица находится в тени

Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.

2. Петлевое освещение

Петлевое освещение создает небольшую тень от носа на щеке. Чтобы получить такое освещение, нужно поставить источник немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от камеры (зависит от лица человека, для правильной постановки любой схемы нужно учиться читать лица людей).

Посмотрите на эту фотографию, чтобы увидеть, как падает тень, и на левой стороне вы также сможете увидеть небольшую тень от носа. В петлевой схеме тень от носа не должна слишком заходить на щеку, тем более не должна смыкаться с тенью от щеки. Старайтесь, чтобы тень была небольшая и смотрела немного вниз, но имейте ввиду, что если источник поднят слишком высоко, тени могут выглядеть странно, а также могут пропасть блики в глазах. Петлевая схема, по всей видимости, самая популярная, так как легко создается и подходит большинству людей.

На этой диаграмме черный фон представляет задний план с деревьями. Солнечный свет идет из- за деревьев сзади, но они полностью в тени. Белый отражатель, расположенный слева от камеры, отражает свет обратно на лица фотографируемых. Подбирая расположение отражателя, можно изменять освещение лиц людей. Петлевое освещение достигается его расположением примерно на 30-45 градусов от камеры. Отражатель также должен располагаться чуть выше уровня их глаз, чтобы тень от носа ложилась слегка вниз, к углу рта. Одна из распространенных ошибок у начинающих – это низкое расположение отражателя и его наклон. В результате лицо и нос подсвечиваются снизу, что выглядит некрасиво.

Живопись

Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.

В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город. Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев. Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.

Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:

  • «Побиение камнями святого  апостола Стефана» (1625),
  • «Паламедеи перед Агамемноном» (1626),
  • «Давид с головой Голиафа» (1627),
  • «Похищение Европы» (1632),

Портрет Рембрандта

Юноша продолжает черпать вдохновение на улицах города, гуляя по скверам,  дабы встретить случайного прохожего и запечатлеть его портрет резцом на деревянной дощечке. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.

Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христос перед Пилатом» (1636).

Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.

Рембрандт — «Мельница»

Рембрандт вдохновлен красотой своей возлюбленной, поэтому часто пишет ее портреты. Спустя три дня после свадьбы ван Рейн изобразил женщину серебряным карандашом в шляпе с широкими полями. Саския появлялась на картинах нидерландца в уютной домашней обстановке. Образ этой пухлощекой женщины появляется на многих полотнах, например, загадочная девочка на картине «Ночной дозор» сильно напоминает возлюбленную художника.

В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Дело в том, что ван Рейн отошел от канонов стандартных групповых портретов, которые изображались с лицами, повернутыми к зрителю. Крайне реалистичные портреты доктора и его учеников сделали художника знаменитым.

В 1635 году написана знаменитая картина по библейскому сюжету «Жертвоприношение Авраама», которую по достоинству оценили в светском обществе.

Рембрандт — портрет Марии Трип

В 1642 году ван Рейн получил заказ от Стрелкового общества на групповой портрет, чтобы украсить полотном новое здание. Картина ошибочно получила название «Ночной дозор». Она была запачкана сажей, и только в 17 веке исследователи пришли к выводу, что действие, разворачивающееся на полотне, происходит в дневное время.

Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне.

По мнению ученых, эта картина и послужила поводом для банкротства художника в 1653 году, так как отпугнула потенциальных клиентов.

Биография Рембрандта

Рембрандт Харменсзон ван Рейн появился на свет 15 июля 1606 года (по другим источникам – в 1607) в голландском городе Лейне. Он рос в многодетной и обеспеченной семье мельника Хармена Герритсзона.

Будущий художник воспитывался в духе католицизма. Он ходил в латинскую школу при университете, однако больше всего его увлекала живопись. В подростковом возрасте родители отдали сына обучаться художественному искусству у Якоба ван Сваненбюрха.

Когда Рембрандту исполнилось 17 лет он продолжил учебу у Питера Ластмана, который в основном сосредотачивался на исторических, мифологических и библейских сюжетах. В 1627 г. он вместе с товарищем Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую.

Рембрандт объявил о наборе учеников и уже через несколько лет приобрел большое признание у соотечественников. Однако это было только началом его творческой биографии.

Когда нужно использовать рембрандтовский свет

Ранее мы уже вкратце упоминали, что рембрандтовский свет – очень разносторонний метод освещения. Я часто использую именно его в качестве основы при съемке корпоративных портретов. Затем я могу добавить дополнительные компоненты, например, рефлектор или заполняющий свет. Такая схема работает практически для любой фотографии, начиная со съемки по пояс и заканчивая такими портретами, как на примере выше.

Гибкость рембрандтовского света позволяет использовать его для более серьезных поз и даже для портретов с улыбкой. Это одна из причин, по которой его можно использовать с таким большим количеством типов съемки. Вы можете попробовать разные выражения лица или позы, сохраняя при этом постоянное освещение. Затем можно добавить что-то без внесения изменений в положение основного света. Благодаря этому рембрандтовский свет отлично подходит, если нужно сделать все быстро. Для примера выше мне понадобилось 25 минут на всю съемку, включая время расстановки оборудования.

В общем, рембрандтовский свет – техника, которой должен уметь пользоваться каждый фотограф. Это моя рабочая схема освещения для большинства индивидуальных портретов. Будь у вас внешняя вспышка или просто свет из окна, попробуйте ее, затем измените и добавьте собственный стиль.

Техника и картины

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.

Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году,  лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.

Рембрандт — «Девушка с жемчужной сережкой»

Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.

Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.

Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.

Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.

Рембрандт — «Возвращение блудного сына»

«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.

Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.

Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.

Делайте всё правильно

Вы видите, что треугольник не простирается ниже носа объекта, а останавливается только на его кончике?

Это важно. Чтобы быть технически правильным, вам не нужно, чтобы треугольник был длиннее этого

Поэтому, когда вы делаете пробные снимки, не забудьте настроить освещение так, чтобы треугольник не доходил до кончика носа

Чтобы быть технически правильным, вам не нужно, чтобы треугольник был длиннее этого. Поэтому, когда вы делаете пробные снимки, не забудьте настроить освещение так, чтобы треугольник не доходил до кончика носа.

Для идеального портрета с освещением Рембрандта выберите правильный треугольник. Фото Anno Pro

Совет от профессионала: вы также можете точно настроить размер треугольника, если ваш объект будет медленно поворачивать голову в сторону камеры, пока треугольник не станет той длины, которую вы хотите.

И вот оно! Всё очень просто. Так что делайте снимки и не забудьте поделиться своими комментариями!


Классическая пейзажная фотография
Композиция, кадрирование, обработка, освещение, цвет, ракурс
Читать в Литрес

освещение — классическая схема портретного освещения

Одной из самых распространенных схем освещения является так называемая схема «свет Рембрандта». Знаменитый голландский живописец Рембрандт Ван Рейн в подавляющем большинстве портретов использовал свет, который на тёмной стороне лица создавал под глазом тень в виде треугольника.

Rembrandt Harmenszoon van Rijn

Высокий контраст между светом и тенью является ключом к передаче объёма. Художник по праву считается мастером работы со светом и тенью, поэтому его методы были скопированы для работы с портретной фотографией.

Схема Рембрандт-освещения

Для данного вида освещения достаточно одного источника света. Свет устанавливается под углом 45° к модели. Расстояние примерно 1,5 метра. От камеры до источника света должно быть примерно 2 метра. Тени подсвечиваются отражателем, который устанавливается с противоположной стороны от света и поворачивается на 45°. На фон желательно не направлять прямые лучи, поэтому перед источником света устанавливается тёмный занавес.

схема света по Рембрандту

Самая распространённая ошибка при использовании рембрандтовской схемы света является освещение глаза со светлой стороны. Он не должен быть полностью заполнен светом. Решением является поднятие источника света повыше.

Неправильное Рембрандт-освещение

Если внести коррективы правильно, получится отличная схема по Рембрандту, когда свет, касается век, образует световой треугольник, но не шире глаза и не длиннее носа. Этот треугольник так и называют – треугольник Рембрандта.

Правильный эффект треугольника Рембрандта

Эффект

Рассмотренную выше схему света лучше использовать для портретов полных или круглолицых людей. Когда половина лица скрывается в тени, происходит визуальное вытягивание лица, что на снимке позволит человеку выглядеть более худым. Для людей с худощавым лицом такой свет не пойдёт на пользу. Лицо будет выглядеть слишком вытянутым.

Считается, что Рембрандт-освещение лучше применимо для мужских портретов, но женщинам оно тоже подходит. Используя различные модификаторы можно добиться большей жесткости или мягкости, что позволяет не меняя схему и положение источников света добиться кардинально отличающегося света от первоначального.

Если взять софтбокс и отражателем заполнить тени, то получится очень светлый и мягкий портрет.

Варьируя позу модели можно добиться различного эффекта. Тенью можно подчеркивать не только лицо, но и линию тали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector