Самые распространенные ошибки фотографов

Умей видеть будущее изображение

Залог успеха в деле построения композиции – умение видеть фотографический образ внутри реальной сцены.  Сначала решите, где будет находиться точка съемки. Нужно понять, что именно вы хотите изобразить и каким образом. Что же такое композиция в фотографии?

Пред тем как сделать окончательный снимок, необходимо решить от чего вы можете отказаться

Например, если вы будете снимать портрет, то нужно решить будете ли вы включать фон на заднем плане в кадр, чтобы зритель понимал, где находится объект съемки, или  вы полностью сконцентрируете внимание зрителя на объекте. Прогнозируйте и представляйте свой кадр в голове, и вы получите удачные снимки

Основные ошибки фотографов. Использование широкоугольных объективов для съемки портретов

Объектив с фокусным расстоянием в диапазоне от 50 до 85 мм идеально подходит для фотографирования портретов. Широкоугольные модели объективов искажают и портят портретные снимки, в результате чего черты лица человека кажутся больше, чем есть на самом деле. Часто портретные фотографии при широкоугольном положении создаются в тех случаях, когда фотограф не может отойти подальше от объекта съемки и находится к нему максимально близко. Старайтесь не допускать этой оплошности и по возможности лучше отойдите от модели подальше и используйте оптимальное фокусное расстояние для съемки.

Проверяйте настройки фотоаппарата!

В работе имеет значение всё. Сама ваша фотокамера, фотовспышка, освещение… Любая мелочь. Даже длина ремня, на котором висит фотоаппарат. 

Иногда некоторые фотографы начинают снимать, предварительно не посмотрев на настойки фотоаппарата. Снимают в том режиме, в котором снимали, допустим, вчера совершенно в другом месте и в других условиях.  Ну да, в некоторых случаях это может сойти с рук, как говорят. Особенно у тех «мастеров», которые снимают в режиме полной автоматики. Но ведь настоящие фотографы никогда не работают в режиме «авто»!

Перед началом работы всегда проверяйте настройки камеры! Возьмите себе это за правило, сделайте это полезной привычкой, доведите это дело до автоматизма. До такого уровня, когда вы будете это делать самопроизвольно, как бы отключая мозг. Вы же, например, не задумываетесь, как именно вы берете ложку, приступая к обеду. Так должно быть и тут. Взял фотоаппарат в руки – проверь настройки. А то что может случиться? Ну, представьте себе: снимали вы вчера юбилей Ивана Ивановича в ресторане на ISO 12800 при диафрагме 2,8. А потом проспались и пришли в светлый и просторный зал детского садика фотографировать ребятишек. Естественно, в ходе работы вы будете удивлены тем, что снимки получаются явно пересвеченными

Хорошо если вы сразу обратите на это внимание, а не дома, уже в ходе постобработки на компьютере, когда еще и зернистость полезет…

Конечно, описанная нами ситуация – фантастическая крайность. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем вам проверять настройки фотокамеры постоянно, не только перед началом съемки, но и по ее ходу, в процессе работы. Не отвлекайтесь на проверку кадров на экране

На некоторых фотокамерах диск настройки режимов, например, может повернуться от случайного или неосторожного  прикосновения. Иногда при быстром и неожиданном переходе из помещения на улицу или наоборот  при съемке фоторепортажа вы можете забыть перенастроить своё орудие…

Короче, за настройками фотокамеры нужно следить постоянно. В противном случае неизбежны сюрпризы. Иногда действительно противные…

Разбор

1. На мой взгляд, треугольники и диагонали играют важную роль в общей атмосфере этого снимка. Треугольники в композиции могут дать более интересные и привлекательные снимки, нежели квадраты и прямоугольники. Здесь они повторяются в нескольких местах — от треугольников, которые рисуют тени на стене здания, до форм, которые создаются локтем Кейт и ногами девушек.

2. Опять же кадр сделан в нужный момент. Поза в движении придает еще больше элегантности Кейт и ее роскошному платью. Эту особенность я использовал при съемке моделей на показах мод. Каждый их шаг сопровождается щелканьем затворов, чтобы запечатлеть движение. Мне повезло, что на этом фото проходящая девушка тоже сделала шаг как раз в тот момент, когда я делал снимок.

3. Ведущие линии очень важны — они направляют взгляд зрителя по кадру. Здесь самые сильные ведущие линии — это тени на здании, но параллельные прямые велосипедной дорожки также служат в качестве ведущих линий, которые рассекают тени пополам.

4. Для этого кадра также использовалось правило третей — я оставил много места перед девушками, куда они могут «идти». Для большинства фотографов эта техника — вторая натура, такая же естественная, как дыхание. Вы видите подобную сцену и сразу начинаете продумывать фокус, еще до того, как подняли камеру. Кстати, линия, которую образуют взгляды Кейт и ее сестры, а также лица проходящей на заднем плане пары, тоже служит диагональю, рассекающей сильные линии тени.

Это сбалансированный снимок, как и первый. Интересные точки, которые притягивают взгляд, расположены равномерно по всему кадру, а черно-белые цвета усиливают эффект теней. При съемке я опустился на корточки, чтобы камера была примерно на уровне пояса, и именно эта заниженная точка обзора позволила свести все диагонали.

Кроме того, в этом снимке есть собственный глубокий смысл. Здание, мимо которого идут сестры, — многоквартирный дом, где Кейт и ее муж впервые начали жить вместе. Они оба из Новой Зеландии, но их отношения на протяжении последних десяти лет развивались именно в Лондоне. Я разговаривал с этой парой до фотосессии, запомнил этот факт и смог привнести немного истории в композицию этого снимка.

Что привлекает глаз наблюдателя?

Чтобы грамотно выстроить кадр, нужно понимать, что на подсознательном уровне привлекает зрителя. Вот небольшой список:

  • контрастные области;
  • предметы в фокусе (особенно, если весь остальной кадр вне резкости);
  • яркие, насыщенные области и цвета;
  • теплые цвета;
  • массивные предметы;
  • люди и животные (в меньшей степени);
  • глаза снимаемого человека;
  • направление взгляда человека (даже если это пустое пространство — зритель будет смотреть в том же направлении, что и герой на фото).

Это ни в коем случае не полный список, но тут есть, от чего оттолкнуться. Даже если объект в кадре совсем немного выделяется по сравнению с остальным снимком, он обладает определенным визуальным весом. Если вы хотите сделать сбалансированный кадр, нужно выстроить эти объекты так, чтобы они компенсировали друг друга.

Объекты у края изображения будут более «тяжеловесны», чем те, что ближе к центру. Поэтому, если вам надо уравновесить два примерно похожих объекта, располагайте их на одинаковом расстоянии от центра кадра. Или, если у вас такой объект всего один, располагайте его на оси симметрии.

Что может вызвать ошибки в экспозиции

Разобравшись в том, что представляют собой ошибки экспозиции, становится понятно, что лучше их избегать до спуска затвора. Конечно, всегда следует быть готовым, к тому, что нужно будет поэкспериментировать с настройками фотоаппарата во время съемки. Но лучше знать, в каких ситуациях на это понадобится больше времени. Поэтому разберем непростые случаи, которые могут спровоцировать ошибки экспозиции:

  1. Затемненный фон. Если объект съемки расположен на фоне темного цвета, например, при создании портрета, то велика вероятность, что фотоаппарат не воспримет настоящий оттенок и создаст ошибку. Таким образом, фон может стать гораздо светлее, соответственно, и объект будет пересвечен. В этой ситуации следует снизить экспозицию на пару значений;
  2. Темный объект. Такая ситуация схожа с первой. Если, к примеру, фотографировать девушку в черном платье. В результате также может получиться переэкспонированная фотография. И выход здесь тот же – снизить значение экспозиции;
  3. Светлый фон. Съемка чего-либо на хорошо освещенном фоне – одна из наиболее сложных ситуаций. Если предмет расположен на фоне солнца, например, то техника при автоматическом режиме создаст ошибку. Объект съемки в данном случае будет очень затененным. Чтобы это предотвратить, самостоятельно сделайте экспокорекцию кадра;
  4. Светлый объект. Технике не просто хорошо распределить свет на фотографии, как при ярком фоне, так и при светлом цвете предмета, из-за чего получается ошибка. Поэтому, в таком случае, объект получится пересвеченным, и, как и в других случаях, рекомендуется понизить экспозицию;
  5. Съемка напротив источника света. Как ни старайся, но иногда приходится работать и в таких условиях, ради реализации задумки. На самом деле, можно получить очень интересные фотографии, снимая напротив источника яркого света. Но при таком расположении светового потока, техника не может справиться с настройками экспозиции для такого кадра, поэтому ошибка неизбежна. В такой ситуации, скорее всего, придется значительно повысить экспозицию на фотографии, в зависимости от силы света;
  6. Высокая контрастность. Снимая кадр с сильным перепадом темного и светлого, например, в солнечный день, придется делать выбор, какой участок поставить в приоритет. Здесь все зависит от того, какой участок наиболее важен, где вы хотите показать детали больше. После того как выбор сделан, необходимо сделать замер параметров по этому участку. Фотография, скорее всего, не будет идеальной целиком и ошибки не получится избежать, зато важные детали не потеряются.

Конечно, это не все случаи, когда автоматически фотоаппарат не сможет справиться с настройками. Их существует бесконечное множество, все не перечислить, поэтому необходимо набивать руку и всегда быть готовым самостоятельно решить ошибки.

Текстура фотографии

Еще одним элементом, играющим важную роль в некоторых фотографиях, является текстура. И в черно-белых фотографиях эта роль гораздо более заметна, чем в цветных

Если посмотреть на работы упомянутых выше фотографов-пейзажистов, то можно легко увидеть, что текстура скал, воды, дерева и камня являются важной частью многих композиций этих авторов

Очень важно также и отсутствие текстуры, а именно, контраст на их фотографиях между зонами с текстурой и зонами без какой бы то ни было текстуры. Особенно наглядно это проявляется на снимках с длинной экспозицией, когда сглаженная вода сопоставляется с насыщенной текстурой камней, и других морских объектов. Текстура и освещение идут рука об руку

Яркий, прямой солнечный свет делает текстуру плоской, в то время как наклонный боковой свет подчеркивает ее

Текстура и освещение идут рука об руку. Яркий, прямой солнечный свет делает текстуру плоской, в то время как наклонный боковой свет подчеркивает ее

Фотографируйте в конце дня, когда солнце уже достаточно низко, это поможет вам выделить текстуру и акцентировать на ней внимание. Довольно странно, но текстура также хорошо выделяется при мягком освещении пасмурного дня (предыдущая фотография сделана как раз в один из таких хмурых облачных дней). Упражнение на креативность

Возьмите за правило всегда делать несколько фотографий с акцентом на текстуру. В природе полным-полно таких объектов. Поэтому отправляйтесь в пешую прогулку или, например, в путешествие на байдарке. Кора деревьев, трава, листья и вода являются прекрасными объектами в смысле текстуры

Упражнение на креативность. Возьмите за правило всегда делать несколько фотографий с акцентом на текстуру. В природе полным-полно таких объектов. Поэтому отправляйтесь в пешую прогулку или, например, в путешествие на байдарке. Кора деревьев, трава, листья и вода являются прекрасными объектами в смысле текстуры.

Четность и нечетность в фотографии

Один из законов фотодела гласит: в кадре должно быть нечетное количество объектов. Это объясняется тем, что зрителю проще воспринимать снимок с заданным композиционным акцентом

Если вы увидите перед собой троих людей, внимание автоматически сконцентрируется на центральной фигуре. Следуя этой логике, два предмета или человека в кадре путают зрителя. Но если вы снимаете фото с живым сюжетом, где в центре кадра оказываются два собеседника — то от правила можно отступить

Постарайтесь ярко отобразить жесты людей, их эмоции и мимику, элементы артикуляции — тогда снимок будет интересно подолгу разглядывать

Но если вы снимаете фото с живым сюжетом, где в центре кадра оказываются два собеседника — то от правила можно отступить. Постарайтесь ярко отобразить жесты людей, их эмоции и мимику, элементы артикуляции — тогда снимок будет интересно подолгу разглядывать.

Чрезмерная резкость

Рассматривая фотографии начинающих я частенько отмечаю излишнюю резкость их снимков. Разумеется, добавленную программно во всех этих фотошопах и лайтрумах.

Здесь можно наблюдать ошибку, которая, похоже, смущает только меня и тех, кто пытается обучиться фотографии, основываясь на ее классических принципах. Суть ошибки заключается в том, что фотография снимается с малой глубиной резкости а-ля размытый задний фон, но резкость, зачем-то, добавляется программно на весь кадр.

Возникает вопрос: Зачем добавлять резкость туда, откуда ее убирали, фотографируя с малой глубиной резкости?

Оно вроде и не страшно, но это действие увеличивает шумность снимка, что очень хорошо будет видно на размытых местах кадра. Использовать же контурные- или яркостные маски для локального увеличения резкости начинающие не могут, в силу своего незнания про их существование и в силу отсутствия понимания того, что они делают при обработке и зачем они это делают, ибо в видеоуроках по обработке это не разъясняется никак. Отсюда и все эти фотографии с излишне задранной резкостью, которая очень хорошо просматривается на волосах моделей в портретных снимках. Волосы просто приобретают внешний вид тонкой проволоки, что нисколько не смущает фотографа, ибо он читал и помнит, что глаза должны быть резкими, а излишняя резкость на волосах это просто побочный эффект. Да, это сарказм, если кто не понял.

Один известный немецкий фотограф, фамилию его я не вспомню в силу ее особой труднопроизносимости, поступает при обработке своих фотографий ровно наоборот. Он понижает резкость на своих снимках, мотивируя это тем, что снимок становится более пластичным и живым. К слову сказать, я проверил это утверждение и могу ответственно заявить, что подобное имеет место быть и можно утверждать, что существует достаточное количество сюжетов, где резкость не только не нужна, но и даже вредит.

Фотографиям, сделанным в дождливую или туманную погоду, повышение резкости только повредит, поскольку мы прекрасно понимаем, что в подобную погоду очертания объектов расплываются. Особенно те объекты, что находятся вдали. Этот факт стоит учитывать при обработке подобных снимков, особенно, перед добавлением резкости.

Безусловно, если на фотографии не хватает резкости, то ее вполне можно добавить. Главное, понимать для чего вы ее добавляете и сколько ее нужно добавить, чтобы не было чрезмерно много.

Пожалуй, на сей ноте я и завершу статью, но, полагаю, она еще будет дополнятся теми классическими ошибками обработки или неуместными приемами, что столь часто совершают и используют начинающие фотографы. И да, я надеюсь, что после прочтения этой статьи вы станете более разумно подходить к вопросу обработки фотографий и перестанете зря тратить свое время на композиционно плохие снимки.

Дисклеймер для фанбоев тех фотографов, коих я упомянул в статье: Прикрепленная к статье фотография демонстрирует все те способы и методы обработки, что любят применять ваши кумиры и иже с ними. Просто у меня красивый цветочек, а не тощие рыжие девки.

Ошибка №5. Слишком малая глубина резкости.

В то время как ограничение глубины резкости может быть очень эффектным, если вы снимаете, например, объективом 85 мм f/1.8 на максимально открытой диафрагме, глубина резкости может быть настолько мала, что в фокусе будут находиться только глаза, а уши будут уже размытыми.

Это означает, что вы должны быть очень осторожны при фокусировке и если хотите, чтобы резкими на фотографии были немного большие области, чем контактные линзы на глазах модели, попробуйте немного прикрыть диафрагму.

Можно также проверить изображение на экране камеры при максимальном увеличении, чтобы проверить фокус и глубину резкости. Хотя, бывает трудно оценить глубину резкости на экране камеры, так как области вне фокуса на нем выглядят более резкими, чем на самом деле.

Правило «золотого сечения»

При компоновке кадра с объектом, смещенным относительно центра, можно руководствоваться правилом»золотого сечения». Суть этого правила состоит в следующем:

Прежде чем сделать снимок, представьте кадр, разделенный на три части по горизонтали и вертикали. В точках пересечения воображаемых линий и следует размещать сюжетно важные детали снимаемой сцены. Конкретное место размещения объектов зависит от типа объекта, его размеров и замысла фотографа.

В данном случае для размещения объекта съемки выбрана верхняя правая точка, чтобы сделать видимой тень и цепочку следов чайки.

Маяк помещен в правой верхней трети кадра, чтобы в поле зрения наблюдателя попали часть местности, освещаемая маяком.

А вот, другой пример полного контроля фотографа над снимаемой сценой. Фигура человека может быть в любом месте кадра. Применение правила «золотого сечения» в данном случае оставляет для человека достаточно места для движения вперед.

При выборе композиции всегда нужно учитывать путь следования движущихся объектов и оставлять им пространство для продолжения движения.

Если не следовать этому совету, то может возникнуть впечатление, что девочка вот-вот выбежит за рамку кадра.

Поместив объект в левую часть кадра, мы воспользовались правилом «золотого сечения» и оставили достаточно пространства для того, чтобы бегущий не успел выбежать за пределы кадра, пока мы его рассматриваем.

Вот еще один пример того, насколько важнее оставить свободное пространство перед объектом, чем позади него.

Правило»золотого сечения» можно использовать для выбора положения линии горизонта на фотографиях. В данном случае лодка и линия горизонта находятся в центре кадра, из-за чего снимок кажется статичным.

Переместим линию горизонта вверх на уровень одной трети кадра по высоте, а лодку сместим влево также на одну треть кадра. Помните о том, что это лишь рекомендации, и если вам не нравится такое размещение объектов, попробуйте альтернативный вариант. У вас есть выбор!

Например, выберите такой вариант композиции. Горизонт находится на линии первой нижней трети кадра. Вообще, линию горизонта можно располагать в любой трети кадра и лишь изредка в центре.

Как и линию горизонта, вертикальные линии следует располагать в стороне от центра. На снимке слева, например, мачта опоры находится в центре, а на правом снимке фотограф нашел более удачную композицию, сместив точку съемки так, что мачта оказалась смещенной вправо.

Фрейминг

Фрейминг (в переводе с английского – рамка, обрамление) – это прием, суть которого заключается в том, чтобы основной объект снимка поместить в своеобразную рамку из других объектов на фото. Эта рамка дополняет и лучше раскрывает сюжет, помогает выделить на фото основной объект

При этом важно, чтобы основной объект и рамка не конкурировали за внимание зрителя и не противоречили друг другу в сюжетном плане. Такой рамкой может служить окно, арка, промежуток в ветвях деревьев, волна, луч света и другие объекты

Фрейминг – это очень простой, но очень сильный прием композиции, который выполняет несколько задач.

Во-первых, использование рамки позволяет сфокусировать внимание зрителя, направить его взгляд, расставить акценты. Желательно, чтобы главный объект находился в резкости, а вот рамку можно оставить и вне фокуса

 
Во-вторых, обрамление добавляет в кадр ощущение глубины, объема. Как правило, фрейминг – это работа с многоплановой композицией, и рамка здесь выступает в роли переднего или заднего плана.
В-третьих, рамка позволяет создать эффект подсматривания. Зритель будто смотрит на объект через экран, создаваемый окружающими предметами и направляющий взгляд зрителя вглубь кадра.

Этот прием чаще всего используется при съемке архитектуры, пейзажей, портретов и стрит-фото.

Освещение

Магия света – это самое главное, что должно быть супер идеальным в вашем кадре. От этого зависит 95% вашей работы. Правильно поставленный свет поможет даже волосатому снежному человеку в кадре выглядеть прекрасным принцем.

Грубые ошибки

Чего на видео быть просто не должно:

  • пересвет;
  • засвеченное лицо;
  • желтый свет;
  • тень, которая закрывает лицо (от волос, носа);
  • блики и жирный блеск на лице;
  • блеск других предметов.

Выразительность

Свет нужен для того, чтобы была видна сама картинка, а также, чтобы отделить человека от фона. Что для этого нужно сделать?

>>>> Выбирать одежду контрастных цветов, которая отличается от бэкграунда. Распределяйте роли правильно. Если вы хотите выделить себя, то надевайте яркую одежду и стойте на бежевом/молочном/сером бэкграунде.

>>>> Подбирать непохожие между собой цвета одежды (предмета) и фона.

>>>> Если в кадре находятся два предмета (крупный и маленький), то первый, по мнению зрителя, будет нести большую значимость.

>>>> Наличие человека или лица в кадре намного предпочтительнее, чем абстрактная фигура.

>>>> Важно правильно найти нужное расстояние от фона до фигуры (предмета). Желательно, чтобы оно было, как минимум, 2 метра (по возможности)

Это даст чуть размытый фон, человек будет больше отделен, и всё это будет выглядеть в кадре очень хорошо. Если такой возможности нет, ну, значит нет.

>>>> Нужен свет, который сделает человека светлее, чем сам фон.

>>>> На саму фигуру должен падать светлый свет, а сзади должен быть холодный.

Правила композиции по построению света можно увидеть на ютуб канале dslrbloginfo. В них на примерах всё прекрасно показано.

Статика и динамика

Композиция помогает не только обозначить главные объекты. Она также позволяет передать ощущения или настроение. Если сравнивать горизонтальный и вертикальный кадр, то первый вам покажется статичнее. Придать дополнительную динамику снимку можно, просто сделав его вертикальным.

Хороший способ добиться нужной реакции зрителя – использовать диагонали. Их можно строить из чего угодно. Это могут быть линия горизонта, край крыши и другие элементы архитектуры. Помните о том, что диагональ может быть использована как способ задать настроение.

Линии, поднимающиеся слева направо, воспринимаются как направления роста. Они символизируют успех. Но также ассоциируются с напряжением. Поскольку в гору идти нелегко.

Ошибка №9. Слишком много деталей.

Хотя мы стремимся к тому, чтобы глаза в портрете были резкими, мы не хотим подчеркнуть любые недостатки кожи.

Если вы снимаете в JPEG, обратите внимание на нейтральную или естественную настройку цвета и используйте ее. Не используйте режимы с повышением насыщенности, которые могут усилить цвета и подчеркнуть, например, прыщи на коже

Еще лучше снимать в RAW и хорошо обрабатывать изображения, обращая внимание на тон кожи и его насыщенности (но, не ослабляя ее до такой степени, что человек будет казаться больным). Вы также можете потратить немного времени на ретушь, чтобы удалить наиболее бросающиеся в глаза дефекты, например, пятна или прыщи

Вы также можете потратить немного времени на ретушь, чтобы удалить наиболее бросающиеся в глаза дефекты, например, пятна или прыщи.

Не повышайте резкость в камере, лучше делайте это избирательно при обработке, оставляя кожу нетронутой фильтрами повышения резкости.

С другой стороны, не увлекайтесь ретушью, чтобы не превратить кожу в пластик, так что человек сам себя не узнает.

Неправильная техника держания камеры

Для достижения максимальной устойчивости практикуйте официальное положение фотографа. Встаньте, слегка расставив ноги. Сделайте один шаг вперед, чтобы стабилизировать свое тело справа налево и сзади вперед.

Поддерживайте камеру левой рукой, удерживая объектив снизу, а правой рукой возьмитесь за ручку и аккуратно нажмите кнопку спуска затвора. Прижмите локти к груди. Используйте видоискатель, а не экран просмотра в реальном времени. Поскольку поднесение камеры к лицу также способствует удержанию ее в устойчивом положении.

Некоторые фотографы заходят слишком далеко. Они прислушиваются к их дыханию и сердцебиению, стараясь сделать снимок между вдохами и ударами для максимальной стабильности.

Контраст в современной обработке

Я как-то обратил внимание на очередной темный снимок одного фотографа. Разумеется, он не считает себя начинающим или неумелым

Так вот, на его снимках контраст был очень высоким, что лицо модели, как и ее окружение в виде какого-то кафе, читалось очень плохо. Я поинтересовался, зачем он это делает и получил потрясающий ответ, дескать, такой контраст лучше фокусирует взгляд зрителя на модели, да и смотрится снимок насыщеннее, и мусор всякий по углам не видно.

Забавное здесь то, что товарища нисколько не смущало плохо читаемое лицо модели, проваленное в средние тона и ниже из-за высокого конраста. Ему было достаточно того, что она была в фокусе внимания, как объект, как некая символическая фигура. А с его утверждением по поводу фокуса зрительского внимания я бы поспорил, ибо на приведенном снимке неоновая вывеска заведения гораздо больше бросается в глаза, чем лицо самой модели, в силу большей своей освещенности.

Иначе говоря, желание сфокусировать внимание зрителя на модели, сей фотограф реализовал через обработку, провалив экспозицию и задрав контраст, а не через композиционные средства. Я не могу назвать это разумным, но должен признать, что неоправданное повышение контраста повсеместно распространенно во вконтакте и уже дошло до того, что начинающие применяют подобный метод не задумываясь

И это в очередной раз свидетельствует о том, что к обработке фотографий они приступают сразу же, а не после обучения азам фотографии в целом, и композиции в частности. Иначе говоря, у начинающих нет ни малейшего понимания композиции и того, что с ее помощью можно сделать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector