7 самых важных композиционных приемов в кино

Гармония в вертикальном кадре

На первый взгляд, сделать грамотно сбалансированный вертикальный кадр не очень сложно — нужно соблюдать те же техники и правила, что работают и для горизонтальных фото.

В то же время, вертикальное кадрирование дает гораздо меньше пространства между осью и краем кадра. Как было уже упомянуто выше, чем ближе к краю кадра объект, тем сильнее его визуальный вес. Но стоит чуть отступить от вертикальной оси — и вот мы уже у края вертикального кадра! Стоит быть аккуратнее.

Симметрия отлично работает и здесь (пример слева). Иногда, правда, бывает и так, что вертикальный кадр просто необходимо скомпоновать, отталкиваясь от центральной точки. На примере справа окно, напольная вывеска и изображение серфингиста образуют воображаемый треугольник с центром в середине кадра. Может показаться, что окно и вывеска перевешивают кадр влево, однако устремлённый вправо из кадра сёрфер прекрасно уравновешивает композицию:

Простота композиции

Первое и, возможно, наиболее важное правило выбора композиции кадра- это простота

Ищите способ, при котором сюжетно важная деталь снимаемой сцены доминировала бы в кадре и привлекала внимание зрителя. Один из путей заключается в выборе простого фона, детали которого не отвлекали бы внимание зрителя от основного объекта

Давайте посмотрим, как можно улучшить представленную слева фотографию и придать ей большую выразительность и простоту. Сначала необходимо решить для себя вопрос: какой объект следует сделать основным в кадре- телефонную будку, мост или кактус.

Выбираем кактус в качестве основного объекта. Приблизившись к кактусу и разместив его в видоискателе на фоне неба, мы упрощаем композицию и придаем снимку большую выразительность.

На обоих снимках объекты сняты с близкого расстояния, но на снимке слева детали фона маскируют чайку. Найти выход из такого положения очень просто. Измените точку съемки и сделайте снимок на фоне голубого неба.

Компонуйте кадр таким образом, чтобы зритель легко понял, ради чего вы сделали снимок. Располагайте второстепенные детали сюжета так, чтобы они дополняли сюжетно важную деталь снимка. Большинство зрителей предпочтет правый снимок, поскольку автостоянка слишком контрастирует со старинной архитектурой строений.

Помните о простоте композиции кадра. Вот еще один пример ситуации, когда вам придется принимать решение. Какую долю кадра должна занимать молодая пара и следует ли скадрировать снимок горизонтально или вертикально, как это сделано на снимке ниже (внутри желтой рамки)?

Возможно вы предпочитаете вертикальный формат, как показано слева. Выбор за вами.

Итак, можно упростить композицию снимка и привлечь внимание зрителя к основному объекту за счет выбора простого фона, исключения второстепенных деталей и выбора точки съемки вблизи объекта. Если вы хотите добавить динамики для основного объекта, сместите его из центра кадра, как это сделано на снимке слева при съемке маленького художника

По существу, фотографии, на которых объекты расположены точно в центре кадра, кажутся более статичными и менее интересными по сравнению со снимками, на которых объекты смещены относительно центра.

Симметрия

Самый распространённый способ сбалансировать картинку — сделать так, чтобы она была симметрична относительно вертикальной оси. Совпадение до последнего пикселя не требуется — даже приблизительного сходства достаточно, чтобы заметить и оценить верную композицию. Взгляните на фото ниже:


Звездное небо и Млечный Путь, конечно же, не симметричны относительно вертикали, но сам по себе пейзаж являет собой практически идеальный пример равновесия. Луна находится в центре кадра, и обе стороны имеют приблизительно одинаковый визуальный вес. Квадратное кадрирование подчеркивает уравновешенность снимка.

Главная проблема при попытках выстроить такую симметрию — это то, что её очень сложно встретить в природе! А если вы много снимаете архитектуру или любые другие объекты, где часто встречаются повторяющиеся формы, то ваши симметрично скомпонованные снимки очень быстро станут скучными.

Правило «золотого сечения»

При компоновке кадра с объектом, смещенным относительно центра, можно руководствоваться правилом»золотого сечения». Суть этого правила состоит в следующем:

Прежде чем сделать снимок, представьте кадр, разделенный на три части по горизонтали и вертикали. В точках пересечения воображаемых линий и следует размещать сюжетно важные детали снимаемой сцены. Конкретное место размещения объектов зависит от типа объекта, его размеров и замысла фотографа.

В данном случае для размещения объекта съемки выбрана верхняя правая точка, чтобы сделать видимой тень и цепочку следов чайки.

Маяк помещен в правой верхней трети кадра, чтобы в поле зрения наблюдателя попали часть местности, освещаемая маяком.

А вот, другой пример полного контроля фотографа над снимаемой сценой. Фигура человека может быть в любом месте кадра. Применение правила «золотого сечения» в данном случае оставляет для человека достаточно места для движения вперед.

При выборе композиции всегда нужно учитывать путь следования движущихся объектов и оставлять им пространство для продолжения движения.

Если не следовать этому совету, то может возникнуть впечатление, что девочка вот-вот выбежит за рамку кадра.

Поместив объект в левую часть кадра, мы воспользовались правилом «золотого сечения» и оставили достаточно пространства для того, чтобы бегущий не успел выбежать за пределы кадра, пока мы его рассматриваем.

Вот еще один пример того, насколько важнее оставить свободное пространство перед объектом, чем позади него.

Правило»золотого сечения» можно использовать для выбора положения линии горизонта на фотографиях. В данном случае лодка и линия горизонта находятся в центре кадра, из-за чего снимок кажется статичным.

Переместим линию горизонта вверх на уровень одной трети кадра по высоте, а лодку сместим влево также на одну треть кадра. Помните о том, что это лишь рекомендации, и если вам не нравится такое размещение объектов, попробуйте альтернативный вариант. У вас есть выбор!

Например, выберите такой вариант композиции. Горизонт находится на линии первой нижней трети кадра. Вообще, линию горизонта можно располагать в любой трети кадра и лишь изредка в центре.

Как и линию горизонта, вертикальные линии следует располагать в стороне от центра. На снимке слева, например, мачта опоры находится в центре, а на правом снимке фотограф нашел более удачную композицию, сместив точку съемки так, что мачта оказалась смещенной вправо.

Исследуйте тональный контраст

Тональный контраст – это разница между самым светлым и самым темным тоном в изображении. В черно-белой фотографии это очень важный параметр, поскольку это единственное что остается, когда убираешь цвета.

Тем не менее, в цветной фотографии это также важно, просто это не так заметно из-за всепоглощающей силы цвета. Если вы научитесь работать с оттенками, вы не только станете отличным черно-белым фотографом, но также и значительно улучшите ваши изображения в цвете

Существует несколько интересных способов работы с оттенками. Рассмотрим их в следующих двух упражнениях.

Упражнение на креативность. Первое упражнение заключается в том, чтобы создать изображение с малым количеством светлых тонов и большим количеством темных (см. фото выше). Эта техника позволяет создавать достаточно драматические изображения. Взгляд зрителя сразу приковывается к светлым элемента фотографии, затем он просматривает остальную ее часть, и затем снова фокусируется на светлом.

Упражнение на креативность. Следующее упражнение заключается в том, чтобы сделать преимущественно светлое изображение с небольшим количеством темных тонов. Т.е. делаем упражнение противоположное предыдущему. Если у вас сейчас идет снег, то это как раз отличная возможность сделать фото вроде того что приведено выше. Также можно фотографировать силуэты на фоне яркого неба.

Хорошей иллюстрацией этих двух техник являются работы Джозефа Хофлехнера. Заметьте, что многие его композиции достаточно просты

Благодаря этому он акцентирует внимание на тональном контрасте

Умей видеть будущее изображение

Залог успеха в деле построения композиции – умение видеть фотографический образ внутри реальной сцены.  Сначала решите, где будет находиться точка съемки. Нужно понять, что именно вы хотите изобразить и каким образом. Что же такое композиция в фотографии?

Пред тем как сделать окончательный снимок, необходимо решить от чего вы можете отказаться

Например, если вы будете снимать портрет, то нужно решить будете ли вы включать фон на заднем плане в кадр, чтобы зритель понимал, где находится объект съемки, или  вы полностью сконцентрируете внимание зрителя на объекте. Прогнозируйте и представляйте свой кадр в голове, и вы получите удачные снимки

Прямоугольники

Использование в композиции фотографии этих, пожалуй, самых популярных в геометрии фигур  сродни использованию правила третей. Но, в отличие от этого известного правила, кадр делится не на три воображаемые равные части, а на воображаемые прямоугольники самых разных размеров. Посмотрите хотя бы вот на этот снимок. Нижняя часть фотографии, берег и трава, образуют горизонтальный прямоугольник. А левая сторона снимка, там где большое голубое пятно водной глади —  прямоугольник вертикальный. Эти два прямоугольника в композиции снимка очень хорошо выделяют стоящий на берегу фонарь. Он выглядит как изолированный, самостоятельный объект.

Миф № 5: Простота

Много деталей и объектов в кадре не обязательно плохо. Хорошие изображения ”рассказывающие историю” часто имеют более одного сюжета на котором должен сфокусироваться зритель. Рассмотрим эти два изображения ниже. Поскольку нет основной темы, ваш взгляд будет бродить по кадрам. При этом зритель находит несколько событий на каждом изображении. Эти события объединяются, чтобы рассказать историю о сцене.

X-T2 + XF16-55mmF2,8 R LM WR ФР 16,5 мм, ISO 200, 1/450, f / 5,6

X-T2 + XF56mmF1.2 R ФР 56 мм, ISO 200, 1/3200, f / 4,0

Часто успех этих типов снимков зависит от хорошего планирования и небольшого количества везения. В такой сложной сцене убедитесь, что ваш фон не загроможден, чтобы он не конкурировал с элементами которые рассказывают историю. А вы, как фотограф, будьте готовы быстро отреагировать и сделать кадр, когда ваша история начинает разворачиваться.

Шаг 2 — Простота

Одна из основных вещей, на которую стоит обратить внимание, это расположение элементов в кадре относительно друг друга. Исходя из этого, вам нужно будет решить, что вы включите в кадр, а что уберете из него

Часто возникает искушение заполнить кадр как можно большим количеством интересных объектов, но когда речь идет о композиции, лучше быть избирательным относительно того, что вы включаете в кадр и подходить к выбору осознанно. Некоторые из наиболее ярких фотографий имеют очень простую, но эффективную композицию, взгляд без помех следует по изображению, и зритель оказывается  вовлеченным в ясный и эффектный кадр.

Шаг 3. Правило третей

Правило третей – самое простое и самое основное правило хорошей композиции, доступное новичками и используемое профессионалами. Его еще называют «золотым сечением», что не совсем верно. Суть метода – мысленно провести в кадре две линии по вертикали и две по горизонтали, разделяя кадр на три равных секции по обоим осям (всего девять секций). Затем мы формируем кадр так, чтобы значимые элементы снимка находились на линиях или в местах их пересечений. Не обязательно точно, но максимально приближенно. Это правило – очень простое, но невероятно эффективное. Например для пейзажа – расположите линию горизонта по нижней линии, при этом так, чтобы гора была в районе правой вертикальной линии, а вершина горы приходилась на точку где она пересечется с верхней линией. В портрете – скомпонуйте кадр так, чтобы глаза приходились на пересечения верхней линии с вертикальными. Вариантов масса и соблюдение этого правила не требует больших усилий.

Обращайте внимание на линии при съемке

Линии являются важной частью многих композиций в фотографии. Есть три основных вида линий

Есть три основных вида линий.

Прямые линии, например линия горизонта, которые тянутся от одного конца изображения к другому.

Такие линии привносят ощущение спокойствия и умиротворенности, особенно если использовать панорамную съемку (одна из причин, по которой некоторые пейзажисты пользуются этим).

Диагональные линии, идущие из одной части изображения в другую.

Такие линии как бы проводят зрителя по изображению и создают ощущение движения и динамизма. В противоположность мирному настроению, эти линии вносят определенную долю энергетики.

Кривые извивающиеся линии.

Кривые линии и S-образные линии напоминают расслабленные диагональные линии. Они помогают создать мирное движение на фотографии. Такое можно наблюдать на пейзажах.

Упражнение на креативность

Используйте в качестве вдохновения фотографии этих авторов, — сделайте несколько снимков, в которых линия является важной частью композиции. Найдите, например, какие-нибудь интересные вытянутые дороги или рельсы

Баланс и симметрия

Представьте себе, что ваш кадр как теневое поле, в которое вы помещаете предметы, и который находится строго в центре. Балансировка левой и правой сторон обычно дает ощущение гармонии, а неуравновешенный кадр, создает напряжение. Если идти против правила третей, то иногда полностью симметричное кадр, с главным объектом по центру, можно использовать чрезвычайно эффективно.
Некоторые режиссеры являются рабами симметрии и при правильном использовании этот метод может быть чрезвычайно мощными. Одним из самых захватывающих приверженцев симметрии был Стэнли Кубрик, который оставил правило трети и заменил его на навязчивую приверженность центральному обрамлению и симметрии, давая нам невероятно мощные образы, которые изображают порядок настолько совершенным, что он становится несколько угрожающим.

Баланс не обязательно должен быть симметричным; объекты с одной стороны экрана могут быть сбалансированы с объектами на другой стороне экрана, которые не являются их зеркальным отображением.

В этом примере из «Pulp Fiction» у нас есть Брюс Уиллис с левой стороны экрана, но кадр сбалансирован номерными знаками. Вы заметите то же самое в обоих кадрах из «Blade Runner».

Треугольники

Треугольник – самый, пожалуй, часто встречающийся в композиции любого изображения на плоскости геометрический элемент. Посмотрите внимательно хотя бы на свои собственные фотографии

Обратите внимание: треугольники повсюду! Они буквально рассыпаны по вашим снимкам! Вот вам для примера – самый обыкновенный горный пейзаж. Треугольники на этой фотографии создают воображаемый, но вполне естественный путь, который ведет взгляд зрителя, рассматривающего снимок, от изгороди на переднем плане по направлению к собственно горам.  Да и сами горы, приглядитесь, тоже имеют форму треугольника!

Статика и динамика

Композиция помогает не только обозначить главные объекты. Она также позволяет передать ощущения или настроение. Если сравнивать горизонтальный и вертикальный кадр, то первый вам покажется статичнее. Придать дополнительную динамику снимку можно, просто сделав его вертикальным.

Хороший способ добиться нужной реакции зрителя – использовать диагонали. Их можно строить из чего угодно. Это могут быть линия горизонта, край крыши и другие элементы архитектуры. Помните о том, что диагональ может быть использована как способ задать настроение.

Линии, поднимающиеся слева направо, воспринимаются как направления роста. Они символизируют успех. Но также ассоциируются с напряжением. Поскольку в гору идти нелегко.

Симметрия и асимметрия

Симметрия в кадре может быть красивой, но часто она делает фотографию статичной и скучной. Ярким примером могут стать популярные изображения закатов.

Когда зритель видит морской пейзаж с горизонтом и солнцем посередине, он не проникается. А все потому что фотограф не подсказал ему, что в кадре важнее небо, солнце или море.

Попробуйте выбрать что-то одно, обрезав вторую половину так, чтобы она не мешала восприятию. Расположите горизонт по одной из линий третей. Солнце поставьте в одну из точек пересечения. При таком кадрировании скучный снимок моментально станет гораздо интереснее.

Не забывайте поправлять горизонт. Фотография с заваленным горизонтом смотрится неопрятно и намекает на недоделанность. Выбирайте что-то одно.

Либо вы строите из горизонта диагональ (если это чем-то оправданно) либо выравнивайте его так, чтобы привередливому зрителю не было к чему придраться.

Заключение

Надеемся, мы смогли вас убедить, что композиция в фотографии очень важный элемент. Попробуйте применять эти приемы во время фотосъемки.

В один кадр можно включать несколько правил композиции. Это усилит эффект и позволит зрителю путешествовать взглядом по вашей фотографии.

  • Жанры фотографии: 42 направления фотосъемки
  • Заработок на фотографии: 15 направлений

Шаг 5 — Линии

Линии в изображении – один из наиболее эффективных способов сделать ваш кадр более ярким. Горизонтальные и вертикальные линии делают изображение четко структурированным, в то время как изогнутые линии воспринимаются более спокойно. Рассмотрите, где каждая линия в кадре начинается и куда ведет. Это очень эффективно – иметь в кадре линию, ведущую взгляд, например, от нижнего угла через изображение к противоположному углу. Тропинки, реки, железнодорожные пути и дороги могут послужить этой цели при правильном использовании.

Когда вы работаете с горизонтальными и вертикальными линиями в кадре, убедитесь, что снимок выглядит четко, что линии прямые. Вы не поверите, как много фотографий, из тех, что я видел, были испорчены немного наклоненной линией, например, горизонта. Конечно, возможно впоследствии обработать кадр, чтобы исправить эти ошибки, но гораздо лучше хорошенько попрактиковаться и корректно выравнивать его уже во время съемки.

Соблюдайте баланс между элементами

Баланс — это довольно важная вещь с точки зрения многих аспектов. И, разумеется, ваш дизайн не является исключением.

Но как же соблюсти этот самый баланс в рамках собственного дизайна? Давайте быстренько пробежимся по двум основным типам баланса и приемам его соблюдения.

Во-первых, существует симметричный баланс. Суть его очевидна — баланс дизайна достигается за счет симметрии. Отражая определенные элементы по обеим сторонам (право-лево, верх-низ), вы добиваетесь абсолютной сбалансированности.

Вот пример симметричного баланса. В приглашении на свадьбу Дженнифер Уик использует симметричную композицию, где текст и графика размещены зеркально. Благодаря симметрии приглашение смотрится элегантным, аккуратным и сбалансированным.

Второй тип, который, вероятно, встречается гораздо чаще — это асимметричный баланс. Его название также говорит само за себя — баланс достигается путем асимметричного расположения элементов.

Вот пример удачного использования асимметричного баланса. В своем постере Munchy Potato целенаправленно распределил окружности разного размера по разным областям пространства, добившись таким образом асимметрии.

В приведенном выше примере три центральных окружности являются самыми крупными элементами дизайна, но, тем не менее, они сбалансированы благодаря правильно подобранному шрифту, графике и использованию небольшой текстурной окружности в нижнем углу постера.

Для развития навыков создания асимметричного баланса необходимо думать о каждом элементе как о единице, имеющей свой «вес». Объекты поменьше, соответственно, должны «весить» меньше, а насыщенные текстурами элементы должны «весить» больше, чем однородные. Какой бы ни была цель вашего дизайна, необходимо всегда достигать равновесия среди используемых объектов.

Ритм в фотографии

Ритм – это разнообразное повторение или интересное чередование элементов композиции. По неписаным законам восприятия взгляд зрителя исследует изображение, подчиняясь его ритму. Это может быть ряд фонарей, череда утят, композиция из домино – да что угодно!

Прогрессирующий ритм наблюдается тогда, когда объект, при каждом очередном повторении меняет свою форму или размер. Например, размер объекта может увеличиваться согласно геометрической прогрессии. Кстати, изменяться при повторе может не только форма или размер объекта, но и цвет, тон, интервалы, расположение и т. д.

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции

Элемент, выпадающий из ритма, сразу привлекает внимание! Ритм в композиции фотографии схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма

Законы композиции в фотографии

Следующий закон композиции в фотографии касается правила золотого сечения. Оно схоже с правилом третей, но сетка в этот раз используется уже другая. Количество линий не меняется, но горизонтальные расположены чуть ближе друг к другу. Главные объекты вновь следует располагать в точках пересечения.
В чём же заключается правило золотого сечения? Всё очень просто. Психологи подметили, что глаз человека в первую очередь смотрит на несколько точек в картине или фотографии. Они располагаются на расстоянии 3/8 и 5/8 от тех или иных краев плоскости. Поэтому главные объекты должны быть размещены именно в этих точках.
Если вы руководствуетесь именно правилом золотого сечения, то строить композицию в фотографии в большинстве случаев придется на глазок. Редкий цифровой фотоаппарат может выдать вам сетку соответствующего формата.
Построение композиции кадра в фотографии
Чаще всего мы фотографируем пейзажи горизонтального вида. На таких снимках получается ровная линия горизонта, лесной массив выглядит спокойным, как и вся окружающая природа. Объясняется это тем, что горизонтальные линии действуют на зрителя успокаивающе. Если же вам хочется вызвать у зрителя приток эмоций, то придется чуточку менять метод построения композиции в фотографии.
Попробуйте снимать пейзаж таким образом, чтобы взгляд зрителя двигался по диагонали кадра. При съемке городского пейзажа с высоты постарайтесь достичь такого эффекта, чтобы улица пересекала кадр именно по диагонали. Изначально кажется, что всё это весьма непросто. Но стоит попрактиковаться, как ты начинаешь подбирать подобную композицию практически на автомате.
На настроение зрителя влияет и направление диагонали. Если диагональная композиция имеет направление от левого верхнего угла к правому нижнему, то такой кадр будет казаться чрезвычайно динамичным. Противоположное направление вызывает более спокойные эмоции.
Старайтесь получать диагональные композиции при съемке практически любого пейзажа. Такие фотографии вызывают у зрителей наибольший интерес. Отказаться от применения подобного правила можно только в том случае, если в кадре происходит что-то очень интересное (опустился туман, нахлынули темные грозовые тучи).

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ФОРМАТ КАДРА

Вертикальный формат более агрессивный и категоричный

Наше естественное горизонтальное зрение блокируется вертикальным объектом и обязывает «просканировать» фотографию сверху вниз (или наоборот), что заставляет уделить ему особое внимание. Этот формат часто используется для портретной съемки, позволяя нам анализировать все черты лица, но также его можно использовать для того, чтобы выделить значимость одного элемента по отношению к его окружению

Например, в изображенном в вертикальном формате водопаде мы можем оценить величину падения воды на фоне каменной стены.

Если объект фотографии снят в вертикальном формате, нашим глазам будет удобнее, если он сдвинут к нижней или к верхней стороне кадра; более подходящим размещением в этом случае можно считать расположение в нижней части, так как это создаёт ощущение стабильности.

Обратите внимание, одно и то же место можно сфотографировать как в горизонтальном, так и в вертикальном формате. Главное — правильно кадрировать

Фото: Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити

Цитата автора: «При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности.»

ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

При съемке объекта с центральной точки образуется, так называемая, фронтальная композиция. В таком кадре снимаемый объект по отношению к фотоаппарату занимает фронтальное положение, фигуры и предметы видны только одной своей стороной.

Как правило, композиционный прием здесь не выделяет в фотографии какой-то одной из ее частей как главной, не акцентирует внимание зрителя на одном из элементов композиции. Такой снимок чаще всего представляет собой общий вид изображаемого объекта и дает нам общее представление, знакомит с объектом в целом.  Обычно при фронтальной композиции кадра возникает некоторая общая статичность и монументальность изображения, появляются спокойствие и строгость

Поэтому такой прием редко применяется при съемке динамичных сюжетов.

Фронтальная композиция часто используется при съемках городского пейзажа или отдельных архитектурных сооружений и ансамблей, рассчитанных их автором на рассмотрение именно с центральной точки. Фронтальная композиция органично возникает при съемке объекта с симметрично расположенными частями.

Фото: Justin Bailey

Фон композиции

Если сложно сосредоточиться на главной теме – посмотрите, что происходит на заднем плане. Это связано с упрощением сцены и заполнением кадра. Конечно, обычно вы не можете полностью исключить фон, но вы можете контролировать его.

Вы обнаружите, что часто достаточно изменения вашей позиции, чтобы фон хорошо дополнял главный объект. Или вы можете использовать широкую диафрагму объектива и большее фокусное расстояние, чтобы вывести фон из фокуса.

Всё зависит от того, является ли фон частью истории, которую вы пытаетесь рассказать с помощью фотографии. На снимке выше фон – это то, что нужно подавить.

Как это работает:

Движение кадров … движение.

Еще одна очевидная вещь, которая влияет на состав кадра фильма, заключается в том, что вещи не только движутся в нем, но иногда и через него, и часто сама камера движется. Это означает множество репетиций. Актеры, движущиеся по площадке, должны пройти через свои метки в чрезвычайно точное время, и оператор вашей камеры должен приспосабливать движение по площадке и движение в кадре, сохраняя при этом приятное расположение, которое управляет историей.

Правила — или, точнее, рекомендации — композиции справедливы для кино, живописи и неподвижных изображений.

Что это означает? Что можно почитать книгу о композиции неподвижных изображений и использовать ее в качестве основы вашей композиции фильма? Абсолютно. Правила — или, точнее, рекомендации — композиции справедливы для кино, живописи и неподвижных изображений.

Что привлекает глаз наблюдателя?

Чтобы грамотно выстроить кадр, нужно понимать, что на подсознательном уровне привлекает зрителя. Вот небольшой список:

  • контрастные области;
  • предметы в фокусе (особенно, если весь остальной кадр вне резкости);
  • яркие, насыщенные области и цвета;
  • теплые цвета;
  • массивные предметы;
  • люди и животные (в меньшей степени);
  • глаза снимаемого человека;
  • направление взгляда человека (даже если это пустое пространство — зритель будет смотреть в том же направлении, что и герой на фото).

Это ни в коем случае не полный список, но тут есть, от чего оттолкнуться. Даже если объект в кадре совсем немного выделяется по сравнению с остальным снимком, он обладает определенным визуальным весом. Если вы хотите сделать сбалансированный кадр, нужно выстроить эти объекты так, чтобы они компенсировали друг друга.

Объекты у края изображения будут более «тяжеловесны», чем те, что ближе к центру. Поэтому, если вам надо уравновесить два примерно похожих объекта, располагайте их на одинаковом расстоянии от центра кадра. Или, если у вас такой объект всего один, располагайте его на оси симметрии.

Перспектива

Человек видит все объекты объемно, но современный фотоаппарат пока еще не способен создавать трехмерные изображения, поэтому передает только двухмерную, плоскую картинку. Но это не повод отчаиваться, ведь объем можно показать и при помощи других элементов. Для того, чтобы передать объем и перспективу на фотографии нужно использовать передний, средний и задний план.

К примеру, на пейзажном фото на переднем плане могут быть цветы, на среднем лес, и на заднем скалы. Так зритель увидит и представит себе объем и масштаб вашего изображения.

Передать объем можно также при помощи технических возможностей фотоаппарата. При максимально открытой диафрагме размывается задний фон изображения, а объект фотографирования на переднем фоне остается четким, что также дает представление о объеме.

Очень надеемся, что вам понравился этот материал и мы старались не зря. Поддержите нас материально! Нажмте кнопку и переведите от 50 до 100 грн.

Это займет около минуты. Если Вы в комментарии к платежу укажите имя или фамилию автора — ему будет выплачено 50% от суммы. Если же поле оставить пустым — все деньги пойдут на развитие предприятия в целом

Формат

Каким будет кадр – горизонтальный или вертикальный? На этот вопрос нужно ответить еще до того, как нажать кнопку, ведь выбранный формат кадра определит и объект съемки. Если вы решили снимать высокое дерево или человека в полный рост – поверните камеру вертикально.

Часто мы видим фотографии стандартных форматов, альбомный или горизонтальный. Но формат фотографии может быть любым: квадратным, круглым, треугольным и даже произвольной, неправильной формы. Формат несёт информацию о границах изображения, а еще смысловую нагрузку. Гуляя среди небоскребов их величие и высоту лучше показать через вертикальное фото.

Заполните кадр

Когда вы снимаете крупномасштабную сцену, может быть трудно понять, насколько большим должен быть ваш объект в кадре, и насколько вы должны увеличить его. Фактически, оставление слишком большого пустого места в сцене является самой распространенной композиционной ошибкой. Это делает ваш объект меньше, чем нужно, а также может запутать зрителей в том, на что они должны смотреть.

Чтобы избежать этих проблем, вам нужно увеличить масштаб, чтобы заполнить кадр, или приблизиться к предмету. Первый подход сглаживает перспективу снимка и позволяет легче контролировать или исключать то, что показано на заднем плане, но физическое приближение может дать вам более интересное восприятие вещей.

Как это работает:

Тональная перспектива в фотографии

Тональная перспектива – это приглушение цвета и тона предметов и их контрастных характеристик при удалении вглубь пространства. Чем дальше от нас объекты, тем менее четкими становятся их контуры, оттенки светлеют и приглушаются.

Тональная перспектива зависит от влажности и запыленности воздуха и ярко выражена во время тумана, на рассвете над городом или водоемом, в горах, в лесу, в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль.

Это мощный пейзажный прием, который помогает передать объем и глубину пространства. Его можно использовать и при обработке, осветляя дальний план, например, в портретах.

Тональная перспектива

Первые определения тональной (многие говорят «воздушная») перспективы дал Леонардо да Винчи: «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии….. не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Далее Леонардо пишет, что отдаленные предметы приобретают голубоватый оттенок и светлеют. Фотографии, как и картины, создаются на плоскости. И иллюзию глубины пространства можно передать тональной перспективой. Наиболее выразительным снимком с ярко выраженной тональной перспективой будет снимок в тумане. В этом случае на передний план поместим наиболее темный объект. Следующие планы снимка более мягкие, а объекты дальнего плана почти не имеют деталей. Взаимодействие плавного перехода между объектами ,так сказать тонального градиента, как раз и создает иллюзию глубины пространства на фотографии.

Тональная перспектива обусловленная довольно сильным туманом

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ

Особая роль при линейных построениях в кадре отводится линиям, которые принято называть «вводящими в кадр» или «ведущими линиями». Это реальные или воображаемые линии, которые берут начало у одного из нижних углов кадра и идут в его глубину, чаще всего к смысловому центру снимка, расположенного в точке «золотого сечения». Построенные по этому принципу снимки легко «прочитываются», их содержание почти мгновенно доходит до сознания зрителя, а это одно из главных условий хорошей композиции.

Помните, что сами по себе линии не являются панацеей при составлении композиции. Если снимок не насыщен содержанием, а лишь включает отдельные элементы, совпадающие с воображаемыми линиями или кривыми (как разметка дорог, световые следы, оставленные фарами, фонари, решетки, арки домов, дуги мостов, парапеты набережных, изгибы реки и т. д.) — это еще не композиция. Линии помогают нам наметить путь взгляда зрителя, и соответственно расшифровать заключенный в снимке рассказ или историю, которую мы хотим ему донести. Они также служат для передачи глубины снимка. 

Сами по себе линии в отрыве от окружающих предметов и цвето-тонального окружения ничего не означают, поэтому содержание кадра – основа успеха!

Другие статьи о композиции в фотографии:

Несимметричное равновесие

Сбалансированная фотография не обязательно должна быть симметричной

Посмотрите на пример ниже: солнце — главный объект на правой половине кадра, но волны прибоя также сильно привлекают внимание зрителя в левой части


В большинстве случаев всё далеко не так очевидно, как на этом примере. Одну из сторон кадра может занимать единственный большой объект, а противоположную — уравновешивать несколько поменьше. Или же объект съемки может быть настолько большим, что, занимая всю площадь кадра, тем самым будет уравновешивать его сам.

В любом случае, помните — у правильно выстроенного композиционно кадра нет тяжелых, перевешивающих акцентов, внимание зрителя распространяется по всей площади равномерно

Заключение

Основные принципы построения композиции очень легко выучить, но отработка и совершенствование этих навыков может занять целую жизнь. И короткого пути здесь, к сожалению, нет. Но работа в черно-белой фотографии определенно поможет вам понять основы построения хорошей композиции. И затем вы сможете перенести это в цветную фотографию.

Перевод: Александр Кимлык

При перепечатывании статьи ссылка www.profotovideo.ru обязательна

!!! Перед перепечатыванием статей с этого сайта прочтите пожалуйста правила >>Правила<<

«Цифровая «Зеркалка» для новичка, или как делать отличные фотографии. Уровень I

Секреты креативных фотографий для новичка. Приемы и хитрости фотосъемки. Уровень II

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector